Школа

суббота
17 марта, 2018

Национальные традиции в технологии

Из опыта работы использования регионального компонента и интегрированного подхода внедрения метода творческих проектов по национальным традициям на уроках технологии

 

В обучении технологии важное место отводится методу проектов. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до ее воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.

Наиболее полно учебные, воспитательные и развивающие задачи решаются при использовании метода проектов. Выполнение проекта - это творческая задача интеллектуально- практического характера. Но выполнение проекта по прикладному творчеству, я считаю, - вдвойне творческая. Так как при выполнении такой работы у учащихся не только развиваются умственные способности, практические умения и навыки, но и формируется культурная, нравственно- эстетическая и историческая память.

 

Приоритетным направлением при разработке творческих и исследовательских проектов в области «Технология» я избрала широкое и целенаправленное введение в учебный процесс регионального компонента. Реализация данной цели базируется на интегративном подходе, объединяя в одно целое усилия нескольких субъектов образовательного процесса.

 

Выполняя такой проект ученицы самовыражаются, самосовершенствуются, отрабатывая навыки по изготовлению изделий по народным традициям. В проекте обосновывается возникшая проблема, потребности, описывается история ремесла или промысла, технология изготовления выбранного изделия, необходимые инструменты, материалы, подсчитывается себестоимость изделия, дается самооценка. Проектный метод я стала использовать с 2006 года, за это время наработан опыт,

 

Региональный компонент содержания обучения, освоенный учащимися в проекте, предоставляет возможность проявить творчество и индивидуальность. Учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством, народными промыслами, обрядами, обычаями, общественным и бытовым укладом наиболее многочисленных народов, проживающих на территории нашего региона – русских, башкир, татар. Важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит путем включения детей в практическую деятельность по изготовлению традиционных вещей домашнего обихода.

 

Школьницы, освоив старые (старинные) техники, пытаются применить их в создании современных вещей, которыми пользуются в быту. Тем самым, не копируя, а создавая новые предметы быта в народном стиле. Метод проектов оказывает здесь практическую помощь. При создании проектов они не только обогащают знания и умения, полученные на уроках, но и развивают художественный вкус, творческое мышление, т.к. создают декоративные и прикладные изделия по собственным замыслам.

 

Начиная с 5 –го класса я знакомлю учащихся со способами выполнения различных прикладных изделий, традиционных для нашего региона, отделанных вышивкой.

 

6-е классы в 2008-09 учебном году выполняли проект по теме башкирского и татарского орнамента и вышивки. По итогам защиты была организована выставка-конкурс лучших работ, дети сами определили 3 первых места. В конце учебного года им вручаются грамоты.

 

Нередко приходиться отстаивать честь школы в городских и республиканских мероприятиях. Часто при проведении культурных мероприятий остро встает вопрос о национальных костюмах. Мы решили помочь школе в этом трудоемком вопросе. Народная одежда является замечательным наследием культуры прошлого. Традиционная одежда сохранилась, в основном, как культурная реликвия в музейных экспозициях.  Поддерживая возрастающий интерес к истории, в последнее время предпринимаются шаги к возрождению традиций прошлого. Этому способствуют смотры и фестивали художественной самодеятельности, национальные танцевальные, музыкальные и театральные коллективы. Таким образом, национальный костюм восстанавливается, прежде всего, как сценический. Для воссоздания «исторической правды» народного костюма необходимо его всестороннее изучение. Мы разработали проект «Национальные костюмы», рассчитанный на несколько лет, который был поддержан в школе учителями-предметниками культуры Башкортостана, технологии, литературы, национальных языков. На уроках КБ учащиеся подготовили рефераты по национальным орнаментам (6кл.) и головным уборам (7кл.), которые они использовали при изучении, изготовлении и защите своих проектов.

 

Семиклассницы при изучении национальных народных костюмов узнали, что одним из важных элементов одежды был головной убор. Именно эта тема была предложена девочкам в этом году, а Бердюгина Надя (7а), Кузнецова Настя (7а) и Марданшина Карина (7г) выполнили исследовательскую работу, которая заняла 2 места в 2-х научно-практических конференциях. Для 5-6 классов также провели презентацию данного творческого проекта, целью которой было привлечение  учащихся к творческой и проектной деятельности в дальнейшем, сохранение и популяризация народного костюма. Следующим объектом нашего исследования стал фартук (передник). В 2009-2010 учебном году участницы проекта изучили, подготовили вторую научную работу и выполнили национальные фартуки: башкирский, татарский и русский с традиционной вышивкой. Обе научные работы были отправлены на Всероссийский конкурс «Первые шаги», где получили дипломы второй степени.

 

С 2005 года мы активно участвуем в научной работе, исследуя предметы и культуру народов. За это время регулярно становились победителями и призерами конференций, конкурсов и выставок, печатались в республиканской прессе.

 

Использование регионального компонента в проекте - очень удачное средство сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей народа. Выполнение этой работы довольно сложная задача для учащихся, но вместе мы достигаем цели. При выборе темы прошу детей « взвесить свои силы», для достижения лучшего результата. Из-за недостатка учебного времени проект выполняется не только на уроке, но и дома. Трудностью в работе является то, что ребенок, порой, не может реализовать задуманный проект из-за отсутствия возможности приобрести, а то и просто принести необходимые материалы для проектного изделия. Сообща стараемся выходить из этого положения. При этом задача учителя заключается в том, чтобы помочь автору проекта почувствовать себя творцом, чтобы после первых робких шагов работа приобрела зримые очертания.  Для учителя сложность возникает на начальном этапе, когда необходима индивидуальная работа с каждым учащимся при выборе конкретного изделия, разработке его выкроек и технологии изготовления.

 

Проект защищают перед классом. Это мероприятие стимулирует формирование у детей чувства ответственности и вносит дух здоровой состязательности.

 

Практическая значимость разработанных и выполненных проектов неоспорима, так как они продолжают жить, приносить пользу, пополняют и обновляют материальную базу кабинета и школы. Знания, умения и навыки, полученные учащимися при выполнении проекта, активно используются на других предметах и всегда могут пригодиться в жизни.

 

Лещенко Ольга Александровна,

МБОУ СОШ№2 г. Туймазы РБ

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.