Школа

вторник
21 ноября, 2017

Модули неудач для школьника

За что ругают школьное образование?

 

Активное обсуждение нового закона «Об образовании» подталкивает различных экспертов к размышлениям об общих недостатках системы школьного образования, с которыми пока не удается совладать.

 

В последнее время количество инноваций определенно «зашкаливает»: новые методы, новые технологии, новые компьютеры в школах. Осталось одно «но» - по мнению ряда экспертов, сама школьная система уже не может научить тому, что необходимо каждому современному человеку.

 

Школьникам преподают навыки использования компьютера, правила письма, грамотность и навыки счета, но никто не учит их, как отстаивать свою точку зрения, как зарабатывать деньги, как вести себя в жизненных ситуациях. Знания школьной программы оторваны от жизни.

 

Модуль неудачи

   

С детства мы окружены так называемыми «модулями неудачи», так психологи называют типичные школьные ситуации, в которых ребенку просто и прямолинейно многократно заявляют взрослые: «ты неправ», «не делай ошибок», «надо быть хорошим». При этом, что считается хорошим в школе: выученные уроки, правильные ответы, хорошая успеваемость. А можно ли требовать от каждого ребенка этой успеваемости? И самый главный вопрос: нужно ли это?

 

Мы ругаем за ошибки, а между тем, иногда ошибками взрослые называют то, что правильнее назвать – нетипичной точкой зрения. При этом ее правильность или неправильность вообще трудноопределима.

 

Людмила, 23 года:

«Я помню, как в старших классах мы писали сочинение по роману «Евгений Онегин». Я выбрала тему «Образ Татьяны» просто потому, что женский образ мне казался ярче и сильнее образа самого Онегина. Я не скрывала своих мыслей, и наивно написала, что мне не нравится поведение Татьяны. Что возможно в ее времена, подобная искренность, первый шаг к отношениям, признание в любви не считались чем-то неправильным, но сегодня у меня это никак не укладывается в голове. Дальше я описала, почему понимаю реакцию Онегина. Сочинение получилось большое, с рассуждениями и разбором цитат. Но в итоге за содержание я получила «три», а пояснили мне это так: «не поняла глубины трагедии». Было обидно потому, что я все поняла, и Татьяну было жалко, но я честно написала, что излишняя инициатива женщины чаще именно с отказом и сталкивается».

 

Получается, что мысль школьницы в то время была слишком необычной для учителя? А сейчас что мы видим? Современные ученики все дальше и дальше в своих мыслях от традиционных, привычных взглядов. Как найти точки соприкосновения с ними?

 

Внушение комплексов

   

Допустим, речь идет именно об ошибке. Почему они так страшны? Почему оценки ставятся во главу угла? Любой здравомыслящий человек скажет, что важны не ошибки, а полученные знания. Так почему с юного возраста школьников учат бояться ошибок? Это программируемый комплекс, который в дальнейшем играет отнюдь не положительную роль.

 

Учителя вынуждены «дотягивать» самых нерадивых до средней успеваемости, ведь иначе – распекут на совещаниях, заседаниях и прочих мероприятиях. Плана по оценкам уже нет, но негласно вас, конечно, не похвалят за признание в том, что в школе есть двоечники. На что идут учителя? Не ставят «двойки» из соображений поддержания успеваемости. «Двойки» переходят в «тройки».

 

Но неудачи учеников – это тоже часть прогресса, часть их роста!

 

Евгений, 19 лет:

«В начальной школе я учился только на отлично. Мама гордо выставляла похвальные листы рядом с фотографиями на полочке, и всем говорила: «У нас золотой ребенок, вот увидите, будет медаль». Но в 6 классе начался переходный возраст, я пропустил несколько уроков, получил пару троек в четверти, и учителя стали относится ко мне по-другому. Они только и делали, что говорили: «Вот, еще один присоединился к шпане, теперь можно и про медаль забыть, а ведь так хорошо начинал. Скатился и рад». Их слова и постоянные попытки родителей запереть меня дома, привели к тому, что в 9 классе я самостоятельно забрал документы и ушел в техникум. Я об этом сейчас не жалею, но понимаю, что если бы на меня так не давили, я бы может, сам вернул себе и отличные отметки, и шанс поступить в вуз. Никого не виню, но честно: в тот момент, я специально делал это всем назло потому, что своими разговорами они меня итак уже убедили, что по мне ПТУ плачет».

 

Недостатки

   

Безынициативность современных школьников, их нежелание учиться – настоящая проблема современного образования. Они теряют интерес уже за партой в классе, несмотря на компьютеры, новые методы и прочее. Как его вернуть? Это просто вопрос века для современных учителей. Наши педагоги – а по своей открытости и способности переживать за учеников они лучшие во всем мире, и с этим никто не спорит – готовы идти на дополнительное обучение, на семинары и мастер-классы. Но одна беда – недостатки системы сводят их усилия на нет.

К недостаткам современной системы образования (кстати, не только школьной) можно отнести:

- преобладание словесного метода обучения;

- авторитарный стиль общения преподавателя, принуждение к учению, отсутствие атмосферы взаимоуважения;

- отсутствие ориентира на развитие творческой личности (шаблонный формат обучения);

- не все преподаватели учитывают психологические особенности детей разного возраста и социального положения;

- низкая организация самостоятельной деятельности учеников в школах;

- неуверенность учеников в своих познавательных способностях.

 

Некоторые предметы школьной программы морально успели устареть, несмотря на то, что программы обновляются.

 

Елена, 18 лет:

«Я не ходила на уроки труда в школе. Сейчас мне бы кое-что пригодилось из тех знаний, но я тогда предпочитала сходить на бесплатный семинар в вуз, чем сидеть по субботам и вязать абсолютно не нужную мне вещь. Почему нельзя было сделать выборочными некоторые темы? Понятно, что надо учиться готовить, знать пару рецептов, но вот шитье или вязание – кто это придумал, что это всем нужно? У нас было два учителя труда – молоденькая преподавательница и дама  более старшего возраста. Молоденькая соглашалась, что лучше бы нас научили макияж накладывать нормально, чтобы не было у некоторых такого ужасного вида. А вот более взрослая учительница была менее прогрессивной, часто называла нас «неряхами», «неумехами», которых никто замуж не позовет. Моя мама с ней спорила, говорила, что с детьми нельзя так, тем более с подрастающими девушками. Но она осталась при своем мнении, и гордо поставила мне тройку за год. Единственная тройка в аттестате, оценка, которая совершенно ничего не изменила в моей жизни, и уважения к ней не прибавила».

 

Прицел на документ

 

А что на деле нужно считать целью в образовании? Мы рисуем детям странные перспективы: золотая медаль или высокий балл на ЕГЭ, а может диплом победителя Олимпиады, потом диплом вуза, потом первое место работы в трудовой книжке.

 

Мы перечисляем документы! А не стадии становления личности. Вы говорите своему ребенку фразы типа: «Когда ты станешь хорошим специалистом, работодатель будет видеть результаты твоего труда. У него появится стимул повышать тебя в должности, вкладываться в твое образование, чтобы обеспечить себе прибыль. Это взаимосвязанные процессы». Или вы говорите в основном: «Как ты будешь сдавать ЕГЭ? Ведь если не сдашь, потом тебя никуда не возьмут, будешь сторожем или охранником трудиться всю жизнь за жалкие 5 000 рублей!» Тон этих фраз, эмоциональная окраска, все свидетельствует о том, что у нас детей либо запугивают возможными перспективами, либо вообще не говорят о том, что у них есть какие-то другие возможности, кроме дороги в вуз за дипломом о высшем образовании.

 

Для такой необъятной страны как Россия, у нас какие-то слишком узкие взгляды. Всеобщее высшее образование не подарит нам хорошего будущего. Мы программируем детей: с детства тянуться к идеальным отметкам, соответствовать кому-то и чему-то, а потом не понимаем, что же им так скучно в школе? Что же они после нее все хотят именно в вуз? Как же это получилось? Да ведь все годы обучения им рисуют перспективу – вуз или в дворники мести улицу. От всех требуют выполнения одинаковых заданий, оригинальность видно только по сочинениям и отдельным проектам, но этого современным детям явно мало.

 

Что делать?

   

Вечный вопрос, который никак не поддается решению. На словах и в программных трудах решения есть, но они что-то не работают. Видимо, осталась последняя возможность. Может быть, стоит попробовать воздействие не на учителей, не на родителей, не на руководство школ, а на самих школьников? Для них сегодня чудовищно мало программ по телевидению, не хватает мероприятий по профориентации. Но разве это нужно вешать на учителей? Если мы говорим о существующих траекториях образования, пусть все элементы сольются в четкую прямую линию. Пусть колледжи и вузы сами придут в школы, сами проявят инициативу. В конце концов, это в их интересах формировать количество своих будущих студентов.

 

Конечно, это во многом личное мнение, но ведь это путь меньших потерь. Вводить новые предметы в школе, искать ответственных за курсы профориентации – это дольше, дороже и мене надежно.

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Если у вас есть свои предложения по поводу устранения этих или других недостатков системы обучения, присылайте их на редакционную почту re_obrazovanie@mail.ru

 


© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.