Школа

суббота
17 марта, 2018

Информация для родителей: учимся помогать ребенку

К сожалению не все из нас довольны выбранной профессии. Кто-то смирился со своим не вполне удачным выбором, кто-то продолжает свои поиски.

 

По данным различных исследований только 14 % опрошенных россиян отвечают, что довольны своей работой. А это значит, что более 80% людей живут в безрадостной необходимости ходить на любимую работу.

 

В какую группу людей должны попасть наши дети? Конечно же, в те самые счастливые 14%, у которых даже усталость от работы не воспринимается как повод для расстройства. Значит, нам предстоит помочь детям выбрать свое будущее, свою сферу.

 

Да, да! Не получиться переложить ответственность за выбор на хрупкие детские плечики. Пора и вам признать, наконец, что папа и мама для подростка, какими бы сложными ни были отношения в семье, всегда являются и личным психологом, и советчиком, и тренером, и образцом для подражания. Все это говорится к тому, что ваш личный пример отношения к выбору будущей профессии ребенка будет очень важен. Если вы поддаетесь панике, начинаете всем вокруг говорить о том, что кажется, вы не можете понять собственного ребенка, не можете выяснить, куда вам лучше поступать, на кого учиться, то вряд ли ребенок будет доволен такой искренностью. Подростку очень легко внушить комплекс, очень легко обидеть его своим недоверием, непониманием.

 

Мы любим сегодня принимать резкие решения и делать быстрые выводы. «Ой, ну конечно, вот говорили тебе: думай заранее, решай, пока есть время!» Эти и подобные фразы навсегда отдалят вас не только от принятия продуманного и четкого решения, но и от мыслей и чувств собственного ребенка. Внимательно и терпеливо относитесь к любым, даже самым наивным размышлениям сына или дочери. Все, что кажется вам ясным как божий день, для них – словно окутанная дымкой тайна, в которую еще только предстоит вступить. Итак, разберемся в вопросах профориентации.

 

Почему нам так сложно?

   

Стоит признать, что профориентация для нас на сегодняшний день – это до сих пор тренинги, тесты, семинары. То есть разовые мероприятия, которые проводятся зачастую спонтанно. Целостной системы, прописанной, четкой, организованной у нас до сих пор нет. При этом в США, например, есть специализированный курс «Развитие карьеры», который включен в систему обучения и проводится для детей и подростков от 5 до 14 лет. Продолжительность такого курса 300 часов! В него включены знакомство с группами профессий, составление личного плана карьерного роста, изучение древа должностей в фирмах, а также курс психологии самопознания.

 

В Японии еще с 70-х годов используется курс Фукуямы, по которому школьники 7-9 классов пробуют реально работать в разных сферах. Они проходят профессиональные пробы, и за отведенное время могут ознакомиться с 48 видами профессии, выполняя мелкие поручения. За это им даже ставят оценку учителя и рабочие специалисты.

 

Подобных примеров в мире есть немало. Почему такого нет у нас? Трудно дать однозначный ответ. Плановая экономика в свое время направляла людей в соответствии с госзаказом, может быть и это сыграло определенную роль. Факторов много. Но мы пришли к тому, что стоит полагаться только на самих себя.

 

Поставьте перед собой и перед своим ребенком конкретную задачу – обозначить круг интересов, и, как говориться, пробуйте и дерзайте. Не стоит отказываться от бесплатных занятий, тренингов и тестов. Хуже от них не станет – это точно. Внимательно анализируйте все полученные результаты и старайтесь придерживаться определенных правил.

 

Простые правила

  

1. Больше говорите на начальном этапе. Не пугайте ребенка излишней активностью, к которой он может быть еще не готов. Записывайте его интересы: что привлекает, почему, какие способности у него есть именно для этой профессии. Пусть он попробует завести дневник или отдельный лист с такими записями.

2. Забудьте про игру в прокурора. Не стоит рубить с плеча: «Ты же это не можешь! Не умеешь! Да у тебя оценки плохие!» Школьная успеваемость ребенка – это далеко не главный показатель.

3. Снимите розовые очки. Вам важно четко понимать, что может ребенок. Если есть медицинские ограничения, вам предстоит поиск учреждений, готовых идти на встречу и создавать индивидуальные графики. А если ограничений нет по здоровью, стоит все-таки мягко напоминать ребенку, что у него не получается. Возможно, вам предстоит тренировать определенные умения: ответственность ребенка, его самостоятельность, способность изучить что-то без напоминаний, выполнить до конца задание. Пусть он сам почувствует разницу между «хочу» и «могу».

4. Визуализируйте. Как только вы выбрали примерный круг профессий, переходите к четким и наглядным примерам. Если сын мечтает быть юристом, смотрите фильмы и передачи о юристах, купите книги из серии «для чайников», попросите знакомого юриста забежать к вам на чай. Главное, чтобы это было именно в ознакомительном порядке, без навязывания. Таким же образом вы можете отсеивать случайные интересы ребенка. Например, дочь мечтает о карьере дизайнера, но совершенно не представляет, что придется делать. В таком случае обучающий фильм или рассказ специалиста вернет ее с небес на землю.

5. Сбавляйте обороты вовремя. Давить на ребенка можно долго, но этим вы его только сломаете. Пусть ребенок сам установит лимит: говорим о профессии не более двух часов в день, например. Точное время обсуждения поможет ему собраться с мыслями, подготовиться, продумать свои доводы. Да и вы не будете постоянно отвлекаться от своих дел.

 

Психолог Елена Невская

 

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.