Вот и пролетели незаметно 2 первые учебные четверти наших первоклашек.
Психологическая поддержка во время школьного обучения — самая актуальная проблема в этот период. Большую помощь в процессе адаптации ребенку могут оказать родители.
Понятие адаптации
Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.
Главная забота родителей — поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое.
Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз. В процессе обучения в школе ребенок переживает процесс адаптации несколько раз – в 1 классе, 5 классе, 10 классе. Следующими периодами адаптации можно назвать периоды вхождения человека в студенческую среду, рабочий коллектив, а также образование семьи.
Наблюдения и методы работы в школе
В процессе работы мы отслеживаем школьную успешность и видим, что успеваемость у многих падает, интерес к учёбе снижается, отношения между детьми становятся более напряжёнными, конфликтными, а они сами - тревожными, часто непредсказуемыми в своих реакциях. И одна из причин происхождения этого кризиса: переход из одной социальной ситуации в другую.
На практике мы видим, что у детей дошкольного возраста с каждым годом все больше обнаруживается отклонений в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Эти дети нуждаются в психологическом сопровождении, начиная уже с подготовительных занятий к школьному обучению.
Психологическое сопровождение содержит несколько этапов:
Психологическая диагностика
Консультативная работа с педагогами и родителями
Методическая работа
Профилактическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Аналитическая работа
Главной задачей в работе в этом направлении является:
• создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе;
• осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков.
Большое количество проблем ложатся на плечи современной школы, которые связаны:
1. с увеличением количества детей с хроническими заболеваниями;
2. приходом в школу массы неподготовленных к школе детей, или детей, прошедших совершенно неверный путь подготовки к школьному обучению - “предметное натаскивание”;
3. существенным изменением родительского отношения к школе: откровенно агрессивным или с абсолютным равнодушием, неприятием, пренебрежением;
4. ростом числа малообеспеченных семей;
5. увеличением количества социально-обездоленных детей.
«Домашние» дети
В настоящее время в обществе с каждым годом становится все больше родителей, которые занимаются домашним воспитанием. Как правило, их дети не ходят в детский сад, растут в окружении взрослых, мало контактируют со сверстниками. Таким детям бывает наиболее сложно адаптироваться, так как именно контакт и общение со сверстниками, необходимость считаться с мнением других являются наиболее трудными на практике.
Советы родителям
Процесс адаптации в среднем занимает от 3 до 6 месяцев. Учитывая эти особенности, нами было проведено тестирование в конце 2 четверти. Оно было направлено на выявление уровня дезадаптации. В большинстве своем учащиеся имеют хороший уровень адаптации.
В ходе проведенной работы было установлено, что самым интересным для детей является:
Уроки – 57%;
Перемены – 27%;
Игры – 15%;
И, конечно же, работа психолога по адаптации первоклашек тесно связана с классными руководителями, которые изо дня в день наблюдают, обучают ребят, а так же ведут совместную работу по формированию коллектива, как в начальной школе, так и в среднем звене.
Труд учителя начальных классов очень важен. Успешность ребенка в будущем намного будет зависеть от того, какими знаниями и навыками ученик овладел в начальной школе. Хотелось бы, что бы родители помнили о том, что первого учителя мы любим и помним всю жизнь. Потому, что именно он был первым человеком, который переживал с нами все наши трудности, невзгоды и успехи!
Практическая работа тесно связана с родителями. Выступая на родительских собраниях, обнаруживаешь для себя, что не все родители знают о школьной жизни своего ребенка. Хотелось бы дать некоторые рекомендации родителям.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Посещайте все родительские собрания.
На родительских собраниях вы всегда будете осведомлены о жизни коллектива, в котором обучается ваш ребенок, будете знать об успеваемости, а так же узнаете много полезной информации, связанной с воспитанием, психологическими особенностями в данный возрастной период.
В кабинете психолога вы всегда можете получить консультацию, ознакомиться с подборкой материалов на актуальные темы. Для родителей так же разработаны памятки для всех возрастных параллелей: шестилетки, начальная школа, среднее звено (подростковый возраст), старшее звено.
Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу. Найдите возможность встретиться с учителем или психологом и вам обязательно помогут.
Психолог МОУ СОШ № 49
Октябрьского района городского округа
города Уфы Республики Башкортостан
Нургалиева Г.Ф.
Раскраски для детей на любой вкус и всех возрастов - раскраски из мультфильмов и фильмов, из сказок, комиксов и передач. Раскраски для девочек и для мальчиков. Разные и много. И главное - их становится всё больше и больше.