Новости

суббота
17 марта, 2018

Тонкости вопросов командировки

14 марта 2013

Версия для печати

Размер шрифта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования направляет своих работников в командировку. При этом учреждение несет расходы в виде выплачиваемых работникам суточных, оплаты их проживания в гостинице, оплаты проезда.


Должно ли приобретение услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания), осуществляться в рамках Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"?

 

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) этот Закон устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, который применяется во всех случаях размещения заказа, кроме размещения заказа на услуги международных финансовых организаций, указанных в перечне, утвержденном Правительством РФ. При этом в силу ст. 3 Закона N 94-ФЗ нуждами бюджетных учреждений признаются их потребности в товарах, работах, услугах независимо от источников их финансового обеспечения. Под размещением заказов понимаются действия заказчиков по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее - контрагенты) в целях заключения с ними контрактов, а в случае, предусмотренном п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, иных гражданско-правовых договоров в любой форме (ст. 5 Закона N 94-ФЗ)*(1).

 

Таким образом, бюджетные учреждения обязаны заключать любые гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения любых своих потребностей только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ.

 

Согласно ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 94-ФЗ. Случаи, при которых заказ размещается у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика (далее - контрагент), перечислены в ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.

 

К числу таких случаев относятся и предусмотренные п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ случаи размещения заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания).

 

Отметим, что указанный пункт устанавливает исчерпывающий перечень "услуг", связанных с направлением работника в служебную командировку: проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания, поэтому, если заказ размещается на оказание иных услуг, пусть и напрямую связанных с направлением работников в командировку, например на приобретение и бронирование посредником (агентством) авиабилетов для проезда сотрудников заказчика к месту командировки и обратно, размещение заказа на оказание данных услуг в соответствии с п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ неправомерно.

 

Также отметим, что п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, как и все остальные пункты ч. 2 ст. 10 Закона N 94-ФЗ, является самостоятельным основанием для заключения договора с единственным контрагентом, и ограничения на сумму размещения заказа у единственного контрагента, установленные п.п. 14, 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в его отношении не применяются. Соответственно, заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг по направлению работников в служебные командировки с единственным контрагентом на основании п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ независимо от суммы контракта.

 

Вместе с тем следует учитывать, что все вышесказанное действительно при условии, что договоры на приобретение "услуг", связанных с направлением работников в командировку, заключает сам заказчик. Если услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку, приобретаются самим работником - физическим лицом от своего имени, то исходя из ст. 5 Закона N 94-ФЗ размещения заказа заказчиком не происходит. Соответственно, в этом случае ни ч. 2 ст. 10, ни п. 26 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ не применяются. В такой ситуации возмещение работнику расходов, связанных с направлением в командировку, должно осуществляться в соответствии с нормами трудового законодательства, положениями коллективных договоров или локальных нормативных актов (ст. 168 ТК РФ) и положениями Закона N 94-ФЗ не регулируется (смотрите, например, письмо Минэкономразвития РФ от 23.12.2008 N Д05-5895).

 

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Серков Аркадий

 

 15 января 2013 г.



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.