Школьное обучение становится предметом постоянного обсуждения самих школьников, родителей, специалистов сферы образования.
В чём причина? Чем не устраивает обвинителей стандартная школьная программа? Вот некоторые претензии, которые постоянно всплывают на поверхность при обсуждении системы общего образования:
• есть необходимость пересмотреть список обязательных предметов для изучения в старших классах;
• пора создать систему профильного образования в школах;
• нужно внедрить дополнительное образование в школьную систему.
Не все претензии имеют под собой рациональное объяснение. Многие родители сегодня, например, считают, что школьникам обязательно нужны периодические консультации психолога.
Но где найти время на его посещение, если график занятий не позволяет? И нужно ли это на самом деле всем школьникам? Скорее всего, нет. А вот родители, ратующие за профильное обучение, пожалуй, более реально оценивают положение дел.
Действительно, школьникам необходима профильная подготовка в старших классах, профильное тестирование для определения профессий. Но кто всем этим будет заниматься?
Школа выполняет огромный перечень функций, и это не так просто – ввести профильные классы во всех образовательных учреждениях. Эту задачу могут выполнить другие учреждения, которые готовы предоставить ученикам школ параллельное обучение.
Термин «параллельное обучение» означает поэтапное освоение учеником программы профессионального образования без отрыва от процесса изучения школьного курса предметов. То есть учиться можно и в школе, и в вузе или техникуме одновременно.
Большинство современных школьников именно этим и занимаются, когда в 10–11 классах поступают на подготовительные курсы в вузах или начинает заниматься с репетитором. Но сейчас параллельное обучение охватывает всё более широкие группы молодежи.
Например, современные техникумы предлагают программы обучения, при котором за период 10–11 классов школьник поступает в образовательное учреждение, осваивает программу одного, а то и двух курсов. Таким образом, он может после школы проучиться ещё немного и уже иметь среднее профессиональное образование, с которым в дальнейшем проще поступать в вуз.
Технологии дистанционного образования, которые сегодня доступны как в интернете, так и благодаря созданным институтам дистанционного образования, позволяют ученику не только изучать программу сверх школьного курса, но и самостоятельно планировать своё время обучения.
Есть колледжи, которые учат школьников только общим дисциплинам, при этом проводят полное профессиональное тестирование, помогая ученикам определиться с будущей профессией.
Кроме того, во время таких занятий происходит адаптация школьника к более «взрослому» процессу обучения.
Итак, варианты параллельного обучения, доступные современным школьникам:
• ознакомительное профильное обучение (простое посещение дополнительных занятий);
• дополнительное параллельное обучение (посещение подготовительных курсов при вузах);
• параллельное обучение в школе и ссузе (школьник поступает и оканчивает ссуз в более короткие сроки);
• дистанционное обучение (свободное планирование графика занятий, образование без границ).