Заседание коллегии Минобрнауки России
«Человек, у которого есть проблемы со здоровьем, должен иметь полноценные условия для участия и в общественной, и в социальной, и в экономической жизни страны».
А.А. Фурсенко
19 мая 2010 года в Министерстве образования и науки Российской Федерации состоялось заседание коллегии Минобрнауки. «Один из важнейших вопросов, которыми занималось Министерство, - это вопрос о получении профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Человек, у которого есть проблемы со здоровьем, должен иметь полноценные условия для участия и в общественной, и в социальной, и в экономической жизни страны», - открывая заседание, сказал Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.
С докладом «О мерах по созданию условий для получения профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами» выступила директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Алина Левитская. В последние годы, по мнению Левицкой, отмечается тенденция к увеличению количества образовательных учреждений профессионального образования, осуществляющих обучение инвалидов, и численности обучающихся из числа лиц этой категории. В 2009 году по всем формам обучения в государственных высших учебных заведениях обучалось более 24 тысяч инвалидов, в средних специальных учебных заведениях - более 14 тысяч инвалидов, в учреждениях начального профессионального образования - более 26 тысяч. Начиная с 2004 года, функционирует сеть базовых центров профессионального образования инвалидов, включающая в себя 5 головных учебно-методических центров и 51 окружной учебно-методический центр (в том числе 7 центров по высшему профессиональному образованию, 19 – по среднему профессиональному образованию и 25 - по начальному профессиональному образованию).
Алина Левицкая рассказала о реализуемых Минобрнауки России мерах по созданию условий для получения инвалидами профессионального образования. Законодательство Российской Федерации устанавливает льготы для инвалидов в области получения профессионального образования. Статья 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусматривает предоставление таким гражданам права выбора формы проведения государственной (итоговой) аттестации и поступления в вуз или ссуз (по результатам единого государственного экзамена или по результатам вступительных испытаний в традиционной форме). Он также создает специальные условия при сдаче ими экзаменов: возможность беспрепятственного доступа поступающих в аудитории, присутствие ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь; предоставление дополнительного времени для сдачи экзамена, возможность использования необходимых технических средств в процессе сдачи экзамена и т.д.
В качестве приоритетных направлений деятельности по созданию условий для получения инвалидами профессионального образования Алина Левицкая отметила:
-
совершенствование законодательства, регламентирующего создание условий для получения профессионального образования инвалидами, в том числе в обычных образовательных учреждениях;
-
создание системы мониторинга соблюдения права инвалидов на получение профессионального образования;
-
создание в образовательных учреждениях безбарьерной среды жизнедеятельности обучающихся из числа инвалидов, обеспечивающей возможность их беспрепятственного доступа, пребывания и обучения в образовательном учреждении, а также систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
-
создание условий для получения инвалидами профессионального образования в образовательных учреждениях, максимально приближенных к месту их жительства; предоставление возможности получения образования с использованием дистанционных технологий;
-
организацию подготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений для работы с инвалидами;
-
формирование толерантного отношения к обучающимся-инвалидам;
-
организацию межведомственного взаимодействия в решении проблем профессионального образования инвалидов и их последующего трудоустройства.
Опытом работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья поделились ректор МГТУ имени Н.Э.Баумана Анатолий Александров, заведующая отделом непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Центра реабилитационного и коррекционного образования Федерального института развития образованияИрина Николаевна Зарубина, ректорМосковского государственного социально-гуманитарного института Вагиф Байрамов, директор специальной (коррекционной) школы VIII вида Геннадий Васенков, ректор Академии управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс, ректор Московского городского психолого-педагогического института Виталий Рубцов, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин, генеральный директор Реабилитационного центра "Преодоление" Любовь Кезина. Все выступавшие отметили необходимость создания единого ресурсного центра по обучению детей-инвалидов.
В заключение заседания Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко обратил внимание на то, что Министерством «выработаны предложения о нормативе для получения профессионального образования людьми с ограниченными возможностями здоровья». По его мнению, новый закон, реформирующий бюджетные учреждения, дает возможность повысить норматив для обучения инвалидов в вузах. «Я думаю, что это создаст дополнительные стимулы для вузов учить таких ребят, а для тех, кто уже их учит, создаст дополнительную материальную поддержку», - сказал Министр.