Важное за неделю

суббота
17 марта, 2018

Владимир Путин: "В 20 регионах-лидерах зарплата учителей сравнялась или даже превысила среднюю заработную плату в экономике региона"

Источник: www.government.ru
28 февраля 2010

Версия для печати

Размер шрифта

26 февраля 2010 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин провёл провел заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. На заседании обсуждались вопросы реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".


Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Прежде всего, хочу поздравить тех, кто создавал это учреждение. Как вы видите, библиотека сделана в хайтековском стиле, но получилась очень комфортабельной и очень уютной, очень удобной для пользователей. Хороший пример для организации подобных объектов в других регионах страны.

Сегодня на заседании президиума Совета по нацпроектам, мы рассмотрим два вопроса. Первый из них - без особого обсуждения, для информации. Но если какие-то идеи будут, давайте поговорим на этот счет. Имею в виду наши планы в жилищной сфере. И второй основной вопрос - это нацпроект в сфере образования.

<...>

Мы проводим заседание президиума в Тюменской области. Этот регион был в числе первых, кто разработал, а главное - внедрил на практике новые подходы к управлению образованием.

Вы знаете, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную инициативу "Наша новая школа".

По сути, мы продолжаем начатое в рамках нацпроекта "Образование". Собственно говоря, приоритетные национальные проекты и приобретенные там навыки, знания, опыт и их использование - все это задумывалось как основа для запуска системных преобразований.

С 2007 года в 31 регионе Российской Федерации шла отработка комплексных программ модернизации школьного обучения. В той или иной степени они охватили порядка 20 тысяч школ, в которых обучается 5 млн. детей.

Сегодня я хотел бы услышать от докладчика и других выступающих оценку достигнутых результатов. В первую очередь - с точки зрения качественных изменений в системе общего образования.

Это важно, так как теперь - в рамках инициативы "Наша новая школа" - полученные наработки должны поэтапно распространиться на всю страну.

И мы должны быть уверены, что они будут работать на достижение основной цели - на то, чтобы обеспечить кардинальный рост качества школьного образования.

Наши дети должны получать знания и навыки, необходимые для активной жизни в современном обществе и успешной профессиональной карьеры в условиях инновационной экономики.

Школа должна активно поддерживать лучших учеников и лучших педагогов. И одновременно быть чуткой и доброжелательной к каждому ребенку, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что для этого, на мой взгляд, предстоит сделать. Во-первых, уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах.

Кстати говоря, хотел бы обратить внимание министра образования на то, что эти стандарты должны подвергаться критическому анализу с привлечением ведущих специалистов страны, соответствовать современным требованиям. Надо посмотреть, как они будут работать. Особую ответственность здесь несут органы власти субъектов федерации и муниципалитетов.

Во-вторых, мы должны предметно заниматься повышением результативности и престижа учительского труда. Приведу один пример. В субъектах Федерации, внедривших новые системы оплаты труда, заработная плата педагогов растет намного быстрее, чем там, где этого делать пока не спешат.

В 20 регионах-лидерах зарплата учителей сравнялась или даже превысила среднюю заработную плату в экономике региона.

Причем в первую очередь поощряется творческий труд, желание и умение добиваться отличных результатов.

В 20 регионах-участниках комплексных проектов модернизации образования средняя зарплата учителей достигла средней зарплаты по субъекту Федерации, как я сказал. Причем в семи из них средняя зарплата учителей превысила среднюю зарплату по субъекту Федерации более чем на 20%. Могу привести в качестве положительного примера такие субъекты Российской Федерации, как Калининградская, Саратовская области, Алтайский край, Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Томская область, Республика Алтай.

Кроме достойной оплаты труда учителей, российские учителя получат и возможность постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми технологиями преподавания. Для этого Министерство образования создает специальные новые программы переподготовки. Они в свою очередь лягут в основу. Да и соответствующее правительственное постановление с планом работы мною подписано. Это же даст возможность провести необходимую переаттестацию.

Хочу вас проинформировать о том, что после длительных консультаций с профсоюзами механизм переаттестации согласован. Мы должны привлечь в классы новое поколение молодых и перспективных педагогов.

Третье: необходимо продолжить формирование единой общероссийской системы оценки качества образования. Учащиеся и их родители должны иметь возможность влиять на качество и уровень преподавания.

Критически важной для успеха преобразований является их поддержка со стороны граждан: родительских комитетов, объединений педагогов и так далее.

Мы только что были в одной из, по сути, рядовых школ Тюмени - школе N88. И не в центре расположена, кстати сказать. Там все положительные аспекты преобразований, которые происходили с 2005 года, - налицо.

И заработная плата выросла существенным образом, и структура кадров изменилась в связи с переходом на подушевое финансирование. Количество преподавателей увеличилось, количество обслуживающего персонала сократилось. И создано хорошее взаимоотношение с родительским комитетом. Создан, по сути, новый совет, который принимает непосредственное участие в работе школы. И родители, по сути, стали соучастниками образовательного процесса, что, очень важно, повышает доверие к тому, что делает педагогический коллектив.

Образовательные учреждения должны стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей деятельности, содержащие полную и объективную информацию. А создаваемые в школах общественные управляющие советы - об одном из таких я упомянул - должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы.

И последнее. Эффективная работа школ невозможна без предоставления им широкой самостоятельности в финансовых вопросах и вопросах хозяйственной жизни.

Нужно добиться, чтобы новые модели нормативного подушевого финансирования реально использовались в практике образовательных учреждений, служили стимулом для их развития, а связь между качеством работы школы и объёмами её финансирования была очевидной и для педагогического коллектива.

Напомню: Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об уточнении правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Он создает необходимые правовые рамки и стимулы для внедрения новых моделей управления в социальной сфере.

Их применение позволит более эффективно использовать бюджетные средства и главное - повысить качество образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, других важнейших услуг, предоставляемых государством.

Законопроект уже принят в первом чтении. Подчеркну: его ключевые положения меняться не будут.

И поэтому я прошу руководителей регионов, не дожидаясь вступления закона в силу, начинать подготовительную работу по его реализации и отнестись к этой работе максимально ответственно.

Необходимые модельные планы и примерные перечни подзаконных нормативных актов нами подготовлены.

Также хочу привлечь ваше внимание к проблемам негосударственных школ. Еще один вопрос. Многие из них дают качественное, хорошее образование, а главное - позволяют учитывать особые нужды тех детей, которым по различным причинам непросто адаптироваться в обычных муниципальных школах.

Считаю, что субъекты Российской Федерации могли бы более активно поддержать успешные негосударственные учебные заведения, в том числе финансировать их на основе государственного задания по установленным в регионах нормативам.

Это то, что я хотел бы сказать в начале.

 



Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги!

Я не буду говорить развернутых заключительных слов. В ходе сегодняшних выступлений практически все аспекты рассматриваемой проблемы нами затронуты. Хочу сказать о том, что, безусловно, самым главным для нас является обеспечение равного доступа граждан к бесплатному общему образованию, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности образовательной организации. И при этом нужно обеспечить качество этих образовательных услуг. Нами подготовлен развернутый документ - протокольное решение. Мы, безусловно, его дополним сформулированными вами предложениями.

А в заключение хотел бы сказать вот что. Мы на образование в Российской Федерации тратим гораздо больше, чем, скажем, на такую важнейшую функцию, как обеспечение обороноспособности страны. В 2010 году на обеспечение обороноспособности мы с Вами истратим 2,9% от ВВП, а на образование - из всех источников, из консолидированного бюджета - 4,4%. Эта разница, поверьте мне, очень большая. Задача в том, чтобы эти деньги были истрачены рационально и пошли на пользу гражданам Российской Федерации. Пожелаем друг другу успехов в решении этой непростой задачи.

 


© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.