Улучшение условий воспитания и обучения, создание безопасного пространства детства, выявление и поддержка талантливых и одаренных детей, стимулирование творческой и инновационной активности учителей по подготовке современных кадров для экономики и социальной сферы – все эти вопросы стали предметом разговора на расширенном заседании Министерства образования РБ по итогам года.Выступление заместителя Премьер-министра Правительства РБ, и.о. министра образования Зугуры Рахматуллиной существенно отличалось от предыдущих отчетов ведомства. Прежде всего, переносом «центра тяжести» не на достигнутые успехи, а на проблемы и новые перспективы развития региональной системы образования.
Ключевыми подходами совершенствования отрасли Зугура Ягануровна назвала увеличение охвата дошкольным образованием детей в возрасте пяти-семи лет, трудоустроившихся выпускников учреждений профессионального образования, а также детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи.
Между тем, несмотря на позитивные тенденции в каждом из вышеназванных направлений, существует и ряд нерешенных вопросов.
Говоря о воспитании дошкольников, Зугура Рахматуллина обратила внимание на внедренный в регионе эксперимент по развитию новых моделей дошкольного образования. Такая работа началась в 2008 году и проводилась на базе дошкольных учреждений трех городов и 10 районов. В настоящее время в республике работает 58 групп семейного воспитания.
— Эксперимент подтверждает факт востребованности данной услуги, особенно в населенных пунктах, в которых отсутствуют дошкольные образовательные учреждения, — сказала вице-премьер.
Кроме того, в качестве примера интересной и полезной инициативы она привела опыт Стерлитамака по выплате пособий семьям, имеющим детей от 1,5 до 5 лет, не посещающих детские сады.
— Родителям выплачивается 2200 рублей, из них: 900 рублей – на питание, 1300 рублей – на образовательные услуги в группах кратковременного пребывания детей при дошкольных образовательных учреждениях или гувернерской службы, — отметила Зугура Ягануровна.- В Уфе пособия выплачиваются многодетным и неполным малообеспеченным семьям, имеющим детей от 1,5 до 3 лет и зарегистрированным в очереди на получение места в детском саду в размере трех тысяч рублей. Как считает Зугура Рахматуллина, этот опыт заслуживает более широкого распространения в республике.
— Этот процесс должен быть инициирован на местах,- выразила свое мнение вице-премьер.
Она подчеркнула, что показатели очередности в детские сады по-прежнему остаются высокими, а помочь в решении данной проблемы могло бы развитие сети негосударственных дошкольных образовательных учреждений. В настоящее время их всего шесть, да и те в столице.
— Сегодня ведется разработка механизма поддержки негосударственных детских садов, ждем соответствующих предложений от всех заинтересованных сторон, — сказала Зугура Рахматуллина, обращаясь к присутствующим.
Еще одна тема, затронутая на совещании, коснулась модернизации общего образования. Если в прошедшем году в Башкирии 240 первых классов в 40 районах и городах приступили к работе по новым федеральным госстандартам (ФГОС) начального общего образования, то в новом учебном году предстоит обеспечить введение ФГОС во всех первых классах. По словам Зугуры Ягануровны, предваряя этот переход, предстоит немало сделать по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, созданию необходимых условий для внеурочной деятельности.
Один из вопросов, обсуждаемых на коллегии, касался Единого государственного экзамена.
Обращаясь к руководителям органов управления образованием, Зугура Рахматуллина особое внимание обратила на 100-бальные результаты по ЕГЭ, вызвавшие сомнения со стороны проверяющих. Несмотря на то, что в прошедшем году их количество снизилось в два раза (с 54 до 27), проблема эта остается весьма острой.
— Официально предупреждаю, что каждый случай получения стобалльного результата будет рассматриваться как чрезвычайное событие с выводами организационного характера в отношении руководителя органа управления образованием, — подчеркнула вице-премьер. — Прошу руководителей муниципальных органов управления образованием не подводить глав администраций городов и районов.
Говоря о предстоящих экзаменах, Зугура Рахматулина сказала, что неотъемлемой частью региональной системы оценки качества общего образования является новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов.
— В этом учебном году экзамен в новой форме будет проводиться по 11 предметам, - уточнила она. — Обязательные предметы – русский язык и математику — будут сдавать в новой форме девятиклассники всех 63 муниципальных образований. Кроме того, в Уфе, Стерлитамаке, Нефтекамске экзамены в новой форме будут проводиться по всем 11 предметам.
Не осталась без внимания и тема дистанционного обучения детей-инвалидов. В рамках реализации национального проекта «Образование» 197 ребят с ограниченными возможностями здоровья стали обучаться на дому по этой форме. Всего планируется охватить дистанционным обучением около 500 детей.
Следующий момент, на который обратила внимание Зугура Рахматуллина, — устройство детей-сирот в замещающие семьи. Было отмечено, что граждане все чаще берут брошенных в детских домах и интернатах детей на воспитание в семьи. Результат налицо – в 2010 году закрыты Ишимбайский детский дом «Пеликан» и детский дом в Туймазах. Они перепрофилированы в филиалы республиканского Центр семейного устройства.
Но здесь существует другая проблема — обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. В прошлом году «квартирный» вопрос помогли решить 239 ребятам. В Башкирии на 1 января 2011 года на регистрационном учете состоят 4134 детей-сирот, из них 1540 достигли совершеннолетия.
— В настоящее время руководством республики прорабатывается вопрос об увеличении массового строительства жилья экономкласса, доступного для всех категорий граждан, — сказала вице-премьер. — Полагаем, что эти мероприятия позволят улучшить ситуацию и в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях. Сегодня ведется активная работа по их выявлению и жизнеустройству, решению социально-бытовых проблем и дальнейшему трудоустройству.