В 2010 году будет продолжена реформа в системе профессионального образования. Об этом на итоговой коллегии Министерства образования РБ сообщил руководитель ведомства Зиннат Аллаяров.
Ключевой составляющей реформирования, по мнению министра, является включение сети учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в формирующиеся в республике кластеры по отраслевому принципу.
— Принят к действию порядок формирования республиканского заказа на подготовку рабочих и специалистов, в том числе из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, — сказал Зиннат Аллаяров.
В настоящее время идет процедура определения государственного задания на 2010 год недавно созданным государственным автономным образовательным учреждениям НПО и СПО.
Зиннат Аллаяров обратил внимание и на то, что в связи с уменьшением в текущем году почти на 3000 человек количества выпускников общеобразовательных учреждений прогнозируется дальнейшее сокращение числа абитуриентов всех уровней профессионального образования. Как подчеркнул министр, уже при наборе 2009 года у ряда вузов и ссузов возникли трудности с бюджетным и коммерческим приемом.
— С появлением федеральных и национальных исследовательских университетов в соседних регионах к числу серьезных рисков следует отнести возможное усиление миграции выпускников школ в ведущие научно-образовательные центры крупных городов Приволжского и Уральского федеральных округов, — считает Зиннат Аллаяров. — Поэтому необходимо активизировать участие вузов в конкурсах на получение статусов федерального и научно-исследовательского университетов. На территории Башкортостана их должно быть как минимум по одному.
Кроме этого, избежать излишней миграции будущих профессиональных кадров, сохранить в оптимальном объеме численность преподавательского состава вузов и количество обучающихся поможет создание в регионе единой системы профессионального ориентирования выпускников школ.
Еще одним не менее важным вопросом является подготовка педагогических кадров и повышение их квалификации. В рамках решения этой задачи министр предложил создать в республике Центр педагогического образования, объединяющего учреждения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
В целом, по итогам 2009 года, из более чем 46 тысяч выпускников учреждений профессионального образования дневной формы обучения более 32 тысяч были трудоустроены, призваны в ряды Вооруженных Сил РФ 5,9 тысячи человек, продолжили обучение на следующем уровне 6000 человек. Нетрудоустроенными остались 1,9 тысячи выпускников. Для 3,1 тысячи выпускников были организованы стажировки.
— В 2010 году нам предстоит продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов, — сказал Зиннат Аллаяров. – И здесь немаловажная роль отводится администрациям районов и городов. Ухудшение показателей эффективности деятельности образовательных учреждений ставит вопрос либо о целесообразности дальнейшего существования таких учебных заведений, либо о недостаточном внимании администраций к ним. Поэтому обращаю особое внимание как на формирование контингентов учащихся и студентов учреждений профессионального образования, так и еще на одну проблему – укрепление и омоложение состава педагогических кадров. Фактором оптимизации сети штатов станет введение нормативно-подушевого финансирования и переход на госзадание в системе профобразования.