Вуз

суббота
17 марта, 2018

На пути к профессиональному мастерству

Как вы думаете, жизнь человека можно расписать, как маршрут движения? Конечно.

 
Детский сад, потом школа, колледж или вуз, а может и сразу работа. Есть пункты промежуточные, есть основные. Главные дороги в жизни человека – путь к семье и путь к профессии. 
 
На самом деле, профессионалов готовят не вузы, а работодатели. От того, где и как ты работаешь, в гораздо большей степени будет зависеть, кем ты станешь, и сколько будешь зарабатывать. Но конечно начинается все именно с теоретической вузовской подготовки и практики.
 
Подготовка конкретного специалиста имеет свою специфику. При наличии общих элементов в программах и образовательных стандартах в разных странах, некоторые показатели все же невозможно привести к общему знаменателю. Все дело в том, что путь к профессии, так называемая образовательная траектория в каждой стране своя собственная.
 

Более сотни специальностей в одном вузе

 
Например, если говорить о медицинском образовании, то можно заметить существенную разницу между программами подготовки в Европе и у нас. В Европе в медицинских вузах готовят специалистов по трем направлениям – врач, стоматолог и фармацевт. В России специальностей больше – помимо названных еще и специалисты по педиатрии, санитарному делу, биохимии, биофизике, кибернетике, психологии, управлению, экономике. В Европе специализаций в вузе может быть от 17 до 22, а в России – более сотни. Есть и статистические различия, связанные с популярностью профессий и конкретных специализаций. В Бразилии, например, больше всего готовят стоматологов – в разные годы цифра желающих достигала до 80% желающих получить эту специальность. 
 
За границей предпочтение отдается узкой специализации, в то время как наши программы подготовки отличаются неизменной «широтой». Например, для зарубежных вузов вряд ли станет нормой ситуация, при котором в медицинском вузе или другом специализированном образовательном учреждении будут открываться направления непрофильной подготовки. А для российских университетов - это скорее престижный и выигрышный показатель. 
 
Выбор иностранного вуза и обучения за рубежом – это довольно сложное решение. До сих пор не умолкают споры о том, что нацеленность на узкую специализацию по европейским образовательным стандартам приводит к тому, что такие специалисты выходят со знаниями и умениями для довольно небольшого набора операций. Российский стандарт подготовки предполагает более углубленное изучение широкой области знания, благодаря чему и получается специалист владеющий методами исследования, способный к самообучению 
 

Количество вариантов

 
Главное, что можно отметить в процессе подготовки специалистов, это преимущественное стремление готовить профессионала для нужд страны, в которой проходит обучение. Студент, получающий образование в Америке, может похвастаться тем, что его диплом котируется по всему миру. Однако этот факт не избавит от его от периода адаптации к специфике работы, в случае переезда в одну из стран Европы, например.
 
В идеале путь по образовательной траектории специалиста должен быть непрерывным. За рубежом старшеклассники в школах имеют возможность выбрать специализированный класс, составить свое собственное расписание. В России многие определяются с профессией только к концу периода школьного обучения, а уже потом начинается довольно нервный период выбора и метаний. Какой вуз выбрать: в котором эта специальность профильная, или в котором она открыта как направление непрофильной подготовки, государственный или негосударственный. Наличие негосударственных вузов позволяет планировать большее количество вариантов, так как традиционно негосударственный вуз может предоставить возможность обучения для тех, кому не по карману коммерческие отделения госвузов.
 
Отличительным моментом для сравнения является, пожалуй, и тот факт, что в России негосударственных вузов по статистике больше, чем в Европе. Наверно это весомый показатель, скажут некоторые, вот оказывается как их много. Однако при этом, их все-таки в пять раз меньше, чем в Японии и в 10 раз меньше, чем в США. Негосударственные вузы давно стали полноправными участниками рынка образования, именно потому, что они дают возможность планировать свой путь к профессии, получать второе, третье образование по смежным специальностям. Ведь мы учимся всю жизнь: в школе, в вузе, на работе. Второе образование открывает перед человеком возможности карьерного роста, а, следовательно, и улучшения качества жизни.
 
Регулярные рейтинги показывают, что по качеству подготовки специалистов, такие крупные негосударственные вузы, как Московский гуманитарный университет, Международный университет, Эколого-политологический университет, Институт международного права и экономики (все – Москва), Международный банковский институт (Санкт-Петербург), Московская финансово-юридическая академия, Уральский гуманитарный институт (Екатеринбург), Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ) (Уфа) и другие ни в чем не уступают классическим государственным образовательным учреждениям, а по ряду показателей, в том числе развития инновационных технологий образования они идут впереди. Эти вузы уже не одно десятилетие доказывают свою состоятельность. И новые абитуриенты поступают туда, получая положительные отзывы выпускников и всех тех, кто по разным направлениям взаимодействует с этими вузами.
 
Инновации, которые может применять негосударственный вуз, порой воспринимаются скептически. Однако стоит отметить, что традиционная российская система образования и наш устоявшийся взгляд на нее тоже не идеальны. Министр образования и науки РФ А. Фурсенко констатировал, что «высшая школа не только в России, но и по всему миру, продолжает использовать сложившуюся 250 лет назад лекционно-семинарскую модель преподавания. Применяемые модели, подходы и технологии должны учитывать современную действительность. Улучшение невозможно без содержательных изменений образования, которые, с одной стороны, должны соответствовать требованиям развития общества, а, с другой стороны, - использовать в полной мере новые технологии.
 
В отличие от недавних времен, когда нужную книгу человек мог получить только в библиотеке, а источником знаний были в первую очередь лекции и семинарские занятия, сегодня студенты имеют неограниченный доступ к информации. Всё в большей степени электронные библиотеки дополняют традиционные. Причём в них можно найти не только необходимый материал, но и прослушать лекции ведущих российских и иностранных профессоров, посмотреть их мастер-классы, получить доступ к самым лучшим электронным базам данных. В таких условиях роль преподавателя определённо меняется. Современные преподаватели - это, с одной стороны, методологи, то есть те, кто может объяснить учащимся, каким образом получить информацию и как её использовать, а, с другой, - действующие научные работники и специалисты-практики, которые в ходе совместной работы дают студентам новые знания и компетентности… Студентам, молодым специалистам нужен не просто набор знаний, а умение их использовать».
 
Представим, что в России разрешат применяемую во многих странах систему свободной записи студентов на лекции или уроки к преподавателю. Готовы мы к такой системе? Пожалуй, что нет. Следовательно оценивать стоит не по вузу, не по форме, а по контингенту людей, которые готовы, либо не готовы получать знания, получать профессию.
 

Вес диплома

 

Еще есть люди, которые цепляются за «вес», престиж того или иного диплома. Здесь еще сильна инерция восприятия советского прошлого. Им можно посоветовать провести простое упражнение – поворот темы. Нужно всего лишь представить ситуацию с другого угла. На самом деле, не диплом играет главную роль в начале карьеры. На первый план выходят знания и качество подготовки. То есть, говоря простым языком, специалисты кадровых служб предприятий имеют дело не с дипломами, а с конкретными людьми – претендентами, в выборе которых они руководствуются «весом» их знаний и умений.

  



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.