Работать, заниматься спортом, отдыхать в кругу семьи и... между делом учить иностранный язык.
Эта мечта большинства занятых людей до недавнего времени казалась абсурдной. Но век компьютеров и интернета подарил миру очередное «обыкновенное чудо» – дистанционное обучение. И мечты стали реальностью.
Что же такое дистанционное обучение? На сегодняшний день нет четкого определения. Очень часто его связывают с появлением заочного, основателем которого по праву можно назвать Айзека Питмана, разработавшего в 1840 году курс корреспондентного обучения стенографии. Однако современное дистанционное обучение – это нечто совсем иное. Его уже невозможно представить без компьютерных и информационных технологий, позволяющих осуществлять визуальный и аудиовизуальный контакт преподавателя с учащимися. Кроме того, дистанционное обучение базируется на таких принципах, как дальнодействие, гибкость, параллельность и непрерывность.
Действительно, расстояние от территориального местонахождения обучающегося до места дислокации образовательного учреждения или преподавателя не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Давайте представим человека, который живет не в таком крупном мегаполисе как Санкт-Петербург, Москва, Лондон или Нью-Йорк, а в маленьком городке, где не всегда можно найти репетитора (и уж тем более носителя определённого иностранного языка!). И всего лишь открыв компьютер, подсоединив к нему гарнитуру и выбрав подходящий ему курс дистанционного обучения, он сможет получать полноценные уроки и интенсивно изучать иностранный язык.
Кроме того, обучающиеся не посещают, как правило, регулярных занятий в виде лекций, семинаров, а занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Дело в том, что даже те люди, которые живут в крупных городах и у которых в городе есть языковые школы с огромным разнообразием иностранных языков для обучения, не всегда обладают достаточным количеством времени, чтобы заниматься на курсах. А благодаря программам дистанционного обучения даже самые занятые люди получают возможность постигать иностранные языки, не выходя из дома, не затрачивая времени на дорогу и, что немало важно, в удобное для них время! (разумеется, по договоренности с личным преподавателем) Таким образом, обучение может проводиться параллельно при совмещении с основной профессиональной деятельностью, даже с учебой, т.е. "без отрыва от производства". Кроме того, каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения учебного курса и получения необходимых знаний.
Говоря о преимуществах дистанционной формы обучения не стоит также забывать, что она намного эффективнее традиционной формирует определенный ряд общеучебных умений, а особенно развивает компьютерную компетенцию (благодаря частой работе с носителями информации, телекоммуникационными сетями, вэб-камерой, микрофоном, наушниками, интернет-ресурсами и т.д.)
Но несмотря на то, что преимущества дистанционного обучения с каждым днем становятся все более очевидными, до сих пор существует немало противников данной формы обучения и много сомневающихся в её целесообразности и эффективности. В целом, настороженность этих людей понятна. Все новое, пусть даже и самое успешное, всегда изначально сталкивается с ожесточенной критикой.
Больше всего опасений вызывает, как это ни парадоксально звучит, преодоление дистанции, т.е. создание иллюзии присутствия ученика в классе, иллюзии живого общения. Ведь помимо речи в обучении важную роль играет также и невербальное общение – жесты, мимика, энергетика. Однако технологии постоянно развиваются, появляются новые возможности, система дистанционного обучения может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию этих потребностей в образовании на уровне сугубо индивидуальном. Таким образом, сейчас эта проблема практически решена: разрабатываются все новые версии интернет-конференций, создаются виртуальные сообщества и социальные сети. Человек не остается один на один с неизвестным языком, ему ежедневно помогают преподаватели и другие ученики. Именно с развитием интернет-конференций появилась возможность не только индивидуального обучения через интернет, но также и групп людей. Благодаря развитию информационных технологий уже несколько человек одновременно имеют доступ к всевозможным источникам учебной и справочной информации (электронным библиотекам, информационным базам данных), а также могут общаться друг с другом и с преподавателем через телекоммуникационные сети и средства связи. Таким образом, при наличии хорошего программного обеспечения форма дистанционного обучения не уступает традиционной, а даже наоборот становится наиболее эффективной, интересной и интерактивной.
Другие опасения противников дистанционного обучения связаны с отсутствием достаточного методического материала для обучения через интернет. Однако проведя необходимые исследования, мы пришли к выводу, что при наличии хорошего технического оснащения, построенного по принципу имитации «реального общения», традиционная методика обучения иностранным языкам может быть полностью реализуема и в условиях дистанционного обучения. Из чего следует, что качество достигнутого результата будет ничуть не хуже. А непосредственно разработки, направленные на обучение с использованием всех доступных при данной форме обучения технических средств, являются лишь делом времени.
Итак, преимущества дистанционной формы образования являются очевидными. В настоящее время в мире существуют тысячи дистанционных курсов для обучения различным специальностям. Однако в России выбор программ обучения иностранным языкам до сих пор не столь разнообразен. По данным The Economist Intelligence Unit [1], Россия занимает только 55-е место в мире по степени подготовленности к внедрению дистанционного обучения.
Может быть настало время что-то изменить?
Литература:
1. http://www.eiu.com/public/