Вуз

суббота
17 марта, 2018

Встречи министра Радькова с белорусскими студентами стали хорошей традицией

Встречи министра образования Беларуси Александра Радькова с представителями студенческого актива высших учебных заведений уже успели превратиться в добрую традицию.

 

Причем даже тяжело определить, для кого они более полезны: для молодых людей, которые лично могут задать представителям Министерства образования волнующие их вопросы, или для руководителей министерства, у которых появляется возможность увидеть ту или иную злободневную проблему глазами самой критично настроенной, инициативной и социально активной части белорусского общества.
  
— Нередко вопросы, которые поднимает молодежь, настолько острые, что мы вынуждены реагировать на них немедленно, — признался Александр Радьков. — Например, студенты инициировали распространить право на получение жилья в агрогородках не только на специалистов сельского хозяйства, но и на учителей и врачей. Министерство образования инициировало соответствующее решение правительства, и теперь собственными домами обеспечиваются и молодые медики, и механизаторы. На одной из последних встреч студенты поинтересовались, почему выпускники, которые получали образование на платной основе и захотели распределиться, не пользуются теми гарантиями и привилегиями, которые распространяются на молодых специалистов — их однокурсников, которые учились за бюджетные средства. Это было полностью справедливое замечание, потому что для организаций, которым остро требуется тот или иной специалист, абсолютно не имеет значения, сам выпускник оплачивал свое обучение или за него это делало государство. Главное, что есть желание выпускника работать в предложенных ему условиях. Поэтому хочу вас проинформировать, что эта несправедливость уже ликвидирована, и сегодня молодыми специалистами считаются не только распределенные «бюджетники», но и студенты платной формы обучения, которые приступили к работе по распределению. Соответственно на них распространяются и все предусмотренные в положении о распределении гарантии для молодых специалистов…
  
Министр признался студентам на встрече в БГУИР, что он очень обеспокоен потерей качества фундаментальных знаний при подготовке специалистов с высшим образованием, особенно по природоведческим, инженерным и медицинским специальностям.

— В технических университетах физику и «сопромат» просто не замечают, а когда-то отчислялось примерно 10 процентов студентов, которые не могли сдать экзамен по сопротивлению материалов. Это знания, без которых инженеру просто невозможно обойтись, — поделился своими мыслями Александр Радьков. — Я проводил совещание с ведущими психологами нашей страны (докторами наук и профессорами), потому что обеспокоен отсутствием результатов деятельности службы практической социальной психологии, которая существует уже 20 лет. Решил поинтересоваться у них, а какие дисциплины являются фундаментальными при подготовке психолога? Повисла долгая пауза. Затем мне отвечают: «Общая психология». Какая общая психология? Общая психология — это специальная дисциплина. Почему уважаемые специалисты не упомянули биологию или физиологию?

Еще одна проблема — сочетание в учебном процессе разных средств обучения. Сколько времени должно отводиться на лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу и практику?

— Иностранные студенты, которые приезжают к нам по программам международного обмена, остаются очень недовольными тем, как организована у нас практика на производстве, — признался министр. — Меня волнует также и то обстоятельство, что год от года количество молодых людей, которые хотят связать свою жизнь с научной деятельностью и высшей школой, продолжает уменьшаться. Мы даже не смогли в этом году заполнить места в аспирантуре. А кандидатские диссертации на выходе из аспирантуры защищает только 1 процент выпускников (раньше было 8 процентов). В советское время обучение в аспирантуре было обязательным атрибутом социального успеха, а сегодня атрибуты успеха у молодежи — совсем другие. Я это хорошо понимаю. Понимаю также, что никогда ученый или государственный служащий не будут зарабатывать столько же, сколько бизнесмен, поэтому в аспирантуру нужно привлекать тех молодых людей, которые являются исследователями по своей сути.

 

Надежда НИКОЛАЕВА

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.