Вуз

суббота
17 марта, 2018

Реальный взгляд на виртуальное обучение

Современные технологии сегодня задают ритм жизни.

 

Рабочие процессы происходят в несколько раз быстрее, отправка корреспонденции занимает все меньше времени. Весь прежний инструментарий бизнесмена уложился в нетбук, органайзер, смартфон и визитницу. А что в образовании?

 

Сферу образования до сих пор считают «тяжелой на подъем». Пока во всех других видах деятельности кипит прогресс, здесь многие всё еще морщат нос и сомнительно качают головой при разговоре об использовании современных технологий для обучения.

 

Отойти от трансляции знаний

В принципе, всем ясны причины сомнений, e-learning – понятие, которому вот-вот исполнится 10 лет в нашей стране. Все, что в зачаточном плане развивалось с конца 80-х в виде дистанционного образования, носило скорее прикладной характер.

 

E-learning (сокращение от англ. Electronic Learning) — система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий.

 

Однако сегодня сомнения в отношении виртуального обучения – это чаще завуалированный страх перед реальным конкурентом. Ведь мы видим, как e-Learning переходит в стадию осознанной зрелости. Дистанционное образование развивается уже не только потому, что кто-то создает особые программы и ищет новые методы, но и потому что есть существенный спрос на обучение при помощи компьютерных технологий. Разрабатываются специальные программы для обучения людей с ограниченными возможностями, для корпоративного образования, видео-курсы для студентов, наглядные уроки для дошкольников. Использование аудиовизуальных каналов восприятия в рамках такого обучения дает потрясающие результаты. Несомненными плюсами являются также доступность, прозрачность и индивидуальная работа с каждым студентом.

 

Такая модель обучения хороша тем, что помогает отойти от традиционного восприятия системы образования «учитель – ученик». Здесь, в рамках электронного обучения ученик сам выступает создателем знаний, ему предоставлена творческая свобода. Пока только в этой сфере ощутим важный и нужный переход от простой трансляции к созданию знаний.

 

Мировой опыт

В Азии программы по созданию университетов дистанционного образования, охватывающие более 100 000 студентов, уже на протяжении 5-6 лет реализуют Китай, Индия, Индонезия, Южная Корея, Таиланд.

 

В Великобритании реализуется проект «Объединенная образовательная среда» (Connected Learning Community), который направлен не только на помощь школьникам, но и всем желающим. Частью этой концепции является разработанная программа «Обучение в любое время, в любом месте». Она предусматривает возможность полноценного подключения к образовательной системе из любой точки. Сеть будет охватывать около 600 образовательных учреждений, среди которых и университеты, и школы, и учреждения дополнительного образования.

 

В каждом штате Мексики сегодня есть технологические центры, которые управляют дистанционным обучением, работают с университетами, занимаются обучением и разработкой мультимедийных материалов.

 

В США с 1993 года действует стратегическая инициатива национальной информационной инфраструктуры, цель которой – лидерство в базовой науке и контроль над развитием технологии во всем мире.

 

Из Национального плана образовательных технологий Министерства образования США (2000 г.): «Технологии в образовании должны являться национальным приоритетом. Они должны оставаться ядром образовательного процесса, а не быть на его периферии. Новые технологии будут позволять нам создавать новый информационный продукт, чтобы обратить развивающиеся концепции навыков и знаний на решение проблем глобального общества… Императив лидерства здесь очевиден. Настало время пересмотреть наши подходы к образованию».

 

По оценкам исследовательской компании EduVentures, около 11% американских студентов изучают большинство предметов за пределами университетских стен, пользуясь онлайн-ресурсами. Еще десять лет назад таких было всего 1%. Только в США организации интернет-образования в прошлом году заработали $11,5 млрд. Отбора студентов как такового нет, и качество знаний на выходе не поддается контролю. Но ведь и в традиционном университете научится только тот, кто хочет учиться.

Студенты традиционных американских вузов могут изучать до 30 % от общего курса обучения, не выходя из дома; и при этом образование считается очным. По другим формам обучения онлайн-занятия могут занимать 80% всей программы. Такие курсы сегодня есть и по социальным, и по естественным наукам

 

Переходите на e-learning!

 

В России дистанционным образованием больше занимаются негосударственные вузы. Здесь и взгляд свежее, и подход иной. Многие только учатся применять технологии ДО, а кто-то уже участвует в активных разработках новейших систем.

 

В государственных вузах развитие e-learning тормозят отслеживающий количество проведенных в аудиториях часов Госстандарт, а также  отсутствие финансирования подобных проектов, да и на редкость живучий скептицизм. Отсутствие госзаказа или спроса от работодателей порождает долгие разговоры и отсутствие действий.

 

Впрочем, эксперты прогнозируют, что возможное сокращение вузов подстегнет кандидатов на исчезновение к переходу в сферу виртуального образования. Тогда у частных вузов в стране появятся новые конкуренты, и это даст толчок к более стремительному развитию концепций и методик.

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.