Вуз

суббота
17 марта, 2018

Инновации начинаются в умах

Сфера образования всегда была и остается довольно консервативным сектором.

 

И это хорошо, потому что классика – залог сохранения основных принципов обучения. Но все мы понимаем, что мир не стоит на месте, и перемены, имя которым инновации, должны проникать и в классические системы. Традиционные методы обучения дают ожидаемые результаты в школах, но взрослую аудиторию, например студентов, ими не удивишь. У многих читателей тут же возникнет вопрос: а для чего, собственно, удивлять? Учёными доказано, что абсолютное большинство людей охотнее и легче запоминают информацию, которая поразила их, удивила чем-либо. В дальнейшем это удивление работает на то, что человек способен самостоятельно искать дополнительные сведения об интересующем его факте. Все логично. Если вас интересует, скажем, мистика или история, вы занимаетесь самообразованием в этом направлении. Вот и студентов нужно удивить знаниями, заинтересовать формой подачи. Иначе процесс обучения остается лишь курсом лекций, прочитанным «сухим» языком. Тенденции развития образования в мире указывают на то, что пора переходить к новым методам и техникам обучения.      
 
Например, в инженерном образовании России сложилась такая ситуация, что полученный в отечественных вузах диплом далеко не всегда означает, что выпускник готов к работе на производстве. Всему виной несоответствие уровня подготовки требованиям работодателя. В настоящее время многие ведущие зарубежные университеты, такие как Aalborg University (Дания), Twente University (Голландия), Queens University (Канада), Norwegan University of Science and Technology (Норвегия), применяют новое содержание, а также проблемно-ориентированные методы и проектно-организованные технологии обучения в инженерном образовании. Таким образом достигается новое качество знаний, не только теоретических, но и практических, которые помогают анализировать и решать проблемы рабочего процесса.
 

Преимущество     

 
Лаконичные и монотонные лекции тоже дают результат – безусловно, такой подход дисциплинирует, частью знаний студент способен оперировать, но его мотивация остается на низком уровне. При этом отсутствие навыков работы в группах означает неподготовленность выпускника к работе в коллективе. При использовании новых методов обучения – кейс-стади, проектная работа в группах, моделирование, активное обучение – от преподавателя не требуется передать ученикам нечто совершенно неизвестное.
     
Программа остаётся той же, сфера познания и методы обучения расширяются. Определённое преимущество в использовании таких методов имеют частные вузы Европы и России. Классические государственные вузы чаще становятся «рабами» принятых традиционных моделей обучения. Частный вуз в этом плане более мобильный. Даже разница в количестве студентов играет на руку негосударственному сектору образования. По данным Министерства образования России на 1 преподавателя государственного вуза приходится 13 студентов, а в частном вузе – 8, это отражается на качестве обучения, да и на желании и возможностях преподавателя применять современные технологии обучения. 
 

Рейтинг и форма собственности    

 
Именно частные вузы в основном продвигают инновации, развивают новые методики обучения. Никто не подвергает сомнению качество обучения в Гарварде, Стэнфорде, Массачусетском технологическом институте, Йеле, Сорбонне – эти вузы постоянно занимают престижные места в рейтингах. Они являются законодателями тенденций. Но ведь всё это – негосударственные образовательные учреждения. Да, да! И это явление характерно не только для Европы и Америки. В Японии около 80 % вузов частные.
     
В России по данным Ассоциации негосударственных вузов 650 коммерческих вузов, 633 государственных. И многие из них действительно соответствуют высоким мировым стандартам и по ряду параметров опережают бюджетные вузы. Ключевую роль в высшем образовании начинают играть не статусы и рейтинги вузов, а технологии и личная индивидуальная программа образования, которую каждый для себя выбирает и планирует сам.
 
Сегодня, когда есть возможность он-лайн обучения, когда достаточно образовательных ресурсов Интернета, вузы уже не могут претендовать на звание единственных «храмов» науки. Значит, привлечь студента они могут только современными технологиями. Сегодня многие говорят о том, что менять в системе образования ничего не нужно, достаточно выделить большое количество денежных средств. Но финансированием все проблемы не решить. Меняться пора не только преподавателям, приобретая на вооружение новые методы обучения, но и самим студентам. Предложение уже есть, нужен спрос, нужно желание учиться. Инновации начинаются в умах – с перехода на новый тип отношения к собственному образованию.
   


© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.