Школа | Личное мнение

суббота
17 марта, 2018

В каждой школе были созданы условия для проявления и развития способностей каждого ребёнка

Фурсенко А.А.
25 апреля 2010

Версия для печати

Размер шрифта

Материалы к выступлению Министра А.Фурсенко на совещании по вопросам поддержки талантливых детей 22 апреля 2010 года
 
Материалы к выступлению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко на совместном заседание президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте России по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию
 

О повышении роли культуры и образования в развитии творческих способностей детей и молодежи


Московская область
22 апреля 2010 года

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемые члены Государственного совета и члены советов при Президенте Российской Федерации!
 
Проинформирую об основных направлениях работы Министерства по развитию творческих способностей детей и молодежи.
 
Первое. Мы активно работаем над тем, чтобы в каждой школе были созданы условия для проявления и развития способностей каждого ребенка.
 
Важным фактором, который позволяет обеспечить успешное решение поставленной задачи, является введение, начиная с этого года, новых федеральных государственных образовательных стандартов. Впервые стандарты предусматривают внеурочную деятельность и условия для ее реализации. Это является основанием для развития интересных для ребят форм работы: кружки, клубы, секции, студии. Мы ставим задачу для школ: максимально использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры (библиотек, музеев, театров, учреждений культурно-досугового типа - клубов, центров и домов творчества, дворцов культуры) и спорта. Такая возможность стандартом предусмотрена.      
 
Вторая задача, к решению которой мы уже приступили - развитие сети инновационных образовательных учреждений; использование современных технологий. Мы уже проработали вопрос по открытию при федеральных и национальных исследовательских университетах очных и заочных (дистанционных) школ для одаренных детей. Сегодня известны четыре таких школы (МГУ, СПбГУ, Новосибирский госуниверситет, Уральский госуниверситет). Мы считаем, что, по крайней мере, такие школы должны быть при каждом федеральном университете. Предлагаем поручить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с нашим Министерством рассмотреть возможность создания аналогичных школ, опираясь на ведущие вузы в регионах. С тем, чтобы ликвидировать или уменьшить географическое неравенство.
 
Работу вузов в этом направлении считаем особенно важной, принимая во внимание демографический спад и необходимость проведения активной профориентационной работы (в которой, уверены, очень заинтересованы и вузы, и представители бизнеса). В качестве первого шага по развитию этого направления была осуществлена поставка (в 2009 г.) 48 комплектов автоматизированных классов практического междисциплинарного обучения для специализированных школ естественно-научного профиля и (в 2008 г.) 117 комплектов по нанотехнологиям в учреждения СПО и вузы. Оборудование обеспечивает подготовку учащихся 9-11 классов на базе вузов по основным разделам школьной программы по физике, химии и биологии, а так же по основам нанотехнологий, позволяет проводить подготовку абитуриентов для вузов по новым профессиям и специальностям в области естественных наук; кроме того, уже со школьной скамьи позволяет прививать у ребят интерес к инженерным наукам, научным исследованиям в реальном секторе экономики.
 
Работа в этом направлении уже запланирована и в рамках Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. Как результат реализации целого комплекса проектов будет создана система поиска способных молодых людей, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров (по принципу "школа - вуз - индустрия - научные исследования") в сфере ИКТ. Это важно, т.к. для специалистов в области информационных технологий и программного обеспечения характерны ранняя профессиональная подготовка и раннее начало профессиональной трудовой деятельности - это область для "очень" молодых.
 
В рамках Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России уже реализуется проект по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, системы дистанционного общего и профессионального образования (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями.
 
Появились современные технологии компьютерного моделирования, игровые технологии, которые обеспечивают "эффект присутствия" учащегося и дают возможность разобраться (в том числе - с помощью интерактивного метода "проб и ошибок") в предмете и по-настоящему им заинтересоваться.
 
Отмечу, что формирование открытого информационного пространства начато в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Важнейший раздел единой коллекции электронных образовательных ресурсов представлен ресурсами, сформированными с участием ведущих организаций культуры (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Политехнический музей).
 
Одновременно важно сохранить лучшее из того, что было раньше. Курчатовский институт возобновляет издание журнала "КВАНТ" очень популярного и сослужившего огромную роль для развития интереса ребят к техническому творчеству.
 
И третье. Результативность работы по всем отмеченным направлениям возможна только при условии эффективной системы поиска и отбора талантливых ребят, привлечения их внимания к имеющимся возможностям. В этой связи я хочу отметить уникальный опыт - участие школьников в интеллектуальных соревнованиях - Всероссийскую олимпиаду школьников. Участниками школьного этапа являются более 7 млн. школьников в возрасте от 10 до 18 лет.
 
Всероссийская олимпиада проводится по 20 учебным предметам. (В формате Всероссийской - с 1991 г., ранее - Всесоюзная. Самая первая Всесоюзная олимпиада - по математике в 1960 г.).
Важно отметить, что с прошлого года проводятся олимпиады школьников, которые организуются вузами. В 2009 г. таких олимпиад было 120, число их участников - более 420 тысяч. Это в основном ученики выпускных классов.        Помимо того, что победители олимпиад имеют возможность на льготных условиях поступать в ведущие вузы, эта система является и еще и важнейшим просветительским инструментом, дает возможность практически каждому школьнику приобщиться к научному творчеству.

В заключении отмечу. Практически все перечисленные мероприятия являются продолжением (развитием) различных направлений приоритетного национального проекта "Образование". Считаю, что это объединяющее начало для работы с талантливой молодежью. Важно, чтобы такой ресурс был сохранен.
  

© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.