Школа

суббота
17 марта, 2018

Врожденная грамотность

Сегодня многие ученые постоянно задумываются о том, существует ли на самом деле проблема грамотности и неграмотности российских школьников?

 

Вопрос довольно актуальный, ведь мы ежедневно сталкиваемся с сотнями ошибок, которые допускаются уже не только в пространстве интернет-общения, но даже в официальных документах, бланках, деловых письмах. Традиционно, грамотным считается человек, который может и писать, и говорить правильно, соблюдая логику повествования и общие правила написания и произнесения. Всему этому сегодня учат в школе, и новые учебники, надо отметить отличаются более активными и интересными методами преподнесения тем. Откуда же тогда ежегодно берутся неграмотные выпускники школ?

 

Оказывается, по статистике, неграмотность появляется еще в процессе общего воспитания в дошкольных организаций. Малое внимание к чтению, безразличие к часто повторяемым ошибкам, игнорирование интересов ребенка приводит к тому, что закрепляется неправильное употребление слова, окончания или нормы правописания. Эксперты советуют, как можно чаще позволять ребенку  в транспорте или по дороге читать названия магазинов, улиц, учреждений. Даже произношение таких слов как обувь в Ростове-на-Дону, магазин, инвестиции и прочие, укрепляет уверенность ребенка в том, что он говорит правильно. А следовательно, он запомнит зрительно, как выглядит правильное написание слов.

 

В школах часто говорят о том, что даже хорошо занимающиеся дети часто допускают ошибки, и при этом некоторые не особо отличающиеся по успеваемости ученики могут иметь так называемую врожденную грамотность. Понятие врожденной грамотности во многом условное. Психологи таким образом называют способность человека интуитивно или логически правильно расставлять знаки препинания в предложениях, пропущенные буквы. Такие способности возможны только при правильном лингво-психологическом развитии, при котором ребенок хорошо воспринимает и устную, и письменную информацию. Например, при таком развитии, даже воспринимая на слух «обувь Ростов-на-Дону», ученик сразу видит наличие сложного написания названия города через дефисы. Как правило, это слово ученик может встретить ранее в литературе, в прессе, в интернете и просто автоматически запомнить его правописание.

 

Психологи отмечают, что часто методы обучения и повторения информации в курсе школьного образования не учитывают возрастных и психологических особенностей учеников – а это усложняет процесс ознакомления с новой информацией. В целом, ученику предоставлены две возможности – знакомиться с информацией через прямую речь учителя, либо в более сложном варианте – через описание учебника. Как отмечают сами учителя, некоторые дети только путаются от того, что объяснение учебника не совпадает по форме изложения с речью учителя. Дисбаланс знаний моментально сказывается на том, что ученик может выучить правило, но не может его применить или вовремя о нем вспомнить в момент написания диктанта или сочинения.

 

Еще на этапе формирования классов психологи советуют оценивать тип восприятия ребенка: как он лучше понимает – на слух или после прочтения? При таком подходе учителю легче объяснить непонятную тему. Но с другой стороны, по такому принципу нельзя формировать целый класс. Опять получается проблема. Решить ее не так просто. Возможно, полное введение интерактивных методов и электронных вариативных учебников поможет в ее решении.

 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.