Альтернативное педагогической системой в современном мире является вальдорфское образование.
Данная система образования основана на чувственном познании, антропософском представлении о человеке, сопереживание и образном мышлении. Основателем этой педагогики был Р. Штейнер. На сегодняшний день существует около 950 школ и 1400 детских садов в 60 странах мира. Каждое заведение оснащается современной техникой для обеспечения безопасности и качественного обучения. По периметру установлены камеры, ведется постоянное цифровое видеонаблюдение. Кроме всего прочего у администрации может вестись запись телефонных переговоров для контроля за качеством обучения и отсутствия коррупции в заведении. В общем, все сделано на высочайшем уровне.
Работа вальдорфских школ основана на принципе свободы развития ребенка, т.е. предоставление возможностей для его развития в собственном темпе. Оборудуя школьные комнаты, отдается предпочтение натуральным, ни в коем случае не искусственным материалам и неоконченным книгам и игрушкам. Это способствует развитию фантазии учащихся. В таких школах много внимания уделяют духовному развитию не только детей, а и преподавателей. Обучение проходит по нескольким этапам. Первый этап творческий – дети занимаются лепкой рисованием, поделками из различных природных материалов, шитьем, вышиванием, резьбой по дереву и т.д. Следующие этапы - душевный (обучение танцам и музыке) и духовный (активное мышление).
Учебный материал разбит на блоки. Режим дня соответствует тому предмету, который сейчас изучается. Обязательно учебный материал подают с учетом развития ребенка. Основными пособиями по педагогики являются лекции и книги Р.Штейнера. Главный метод преподавания в вальдорфских школах – метод «душевной экономии». Суть его состоит в том, что в процессе получения образования у детей должна развиваться деятельность, которую он может освоить сейчас без внутреннего сопротивления. В процессе обучения развивается память, образное мышление, чувства. В подростковом возрасте развивают абстрактное мышление и включают понятия.
На протяжении всего дня происходит плавный переход от интеллектуальной деятельности к физической через чувства. Режим дня строго определен. На первом уроке рассматривают один из главных общеобразовательных предметов (родной язык, математика, физика и т.д.). После продолжаются уроки с ритмичным повторением (гимнастика, музыка, иностранный язык). Практическим умениям обучают после обеда
В вальдорфских школах предпочтение отдают индивидуальному подходу к ребенку, который помогает раскрыться его способностям и возможностям. В этих школах существует система обучения без оценок и отсутствие соревнование, как метода обучения и воспитания. Благодаря этому ребенок чувствует себя достойным, полноценным и не слабее остальных.