Школа

суббота
17 марта, 2018

Почетное звание «педагог-исследователь»

С 5 по 16 апреля в Уфе прошли городские конкурсы от Управления образования на присвоение педагогических званий: «Учитель-мастер»,   «Педагог-мастер», «Воспитатель-мастер», «Педагог-исследователь», «Воспитатель – исследователь».

 

Мы смогли присутствовать на финальном этапе конкурса «Педагог-исследователь», который проводился в одном из уфимских лицеев. Все участники собрались в просторном классе, где уже был установлен проектор. Постепенно проходили на свои места и члены жюри – известные ученые и профессоры, первые лица столичного образования. Да, перед такими мастерами своего дела будет непросто защитить исследование. Хотя очевидно, что перед жюри не ставится задача «завалить» конкурсантов вопросами. Участники финала прошли заочный отборочный тур конкурса, в процессе которого эксперты изучили представленные материалы и отобрали тех, кто уже достоин звания педагог-исследователь. 
 
Таслима Закиевна Мустаева, заместитель директора НИМЦ, отличник образования РБ, Заслуженный работник образования РБ:
«В 2010 году в конкурсе приняли участие 34 педагога, что на 10 человек больше по сравнению с прошлым годом. Конкурс приобрел за последние годы большую популярность. Увеличилось количество выявляемых по итогам конкурса творчески работающих учителей, учителей-экспериментаторов г. Уфы. Это связано, прежде всего, с тем, что важной характеристикой современного образования является связь практики с педагогической теорией. Звание «педагог-исследователь» присваивается на три года. С таким званием они могут печатать пособия, распространение своего опыта, кроме того им устанавливается набавка к заработной плате в размере 25% от тарифной ставки». 
 
Каждому конкурсанту предоставляется 7 минут на то, чтобы выступить с речью и представить короткую презентацию слайдов о своем исследовании. Пока идет проверка оборудования, мне удается задать несколько вопросов участникам.
 
Елена Николаевна КапитоноваЕлена Николаевна Капитонова, учитель начальных классов Гимназии №64, участвует в конкурсе с исследованием «Дидактическая система преодоления трудностей в овладении письмом обучающихся начальной школы». Над этой темой она работает уже три года.
 
- Какие выводы можно сделать на основе материалов Вашей работы?
 
- Можно сказать, что есть явное снижение грамотности среди детей. Сейчас я не указываю причины, но одна из явных – это нарушение фонематического слуха. До недавнего времени это была самая часто встречающаяся проблема. Сейчас также выявляется билингвизм – так как у нас стало много детей из двуязычных семей. Кроме того, немалую роль играют особенности психики детей сформированные в результате полушарного доминирования.
 
- Вот это термин! Что это значит?
 
- У нас два полушария. Левое отвечает за речь, правое – за чувства. Сегодня становится все меньше левополушарных детей. Я сейчас изучаю и эту проблему.
 
- Какие трудности возникают у детей?
 
- Основные – это неразличение речевого потока, проблема с тем, чтобы разделить речь на слова при письме.
 
- Я вот слушаю Вас, и понимаю, что это в принципе работа для логопеда, а не для учителя, у которого помимо таких детей еще целый класс сидит на уроке.
 
- Да, но дело в том, что мы сейчас очень легко ставим детям диагнозы. Сразу говорим: «У тебя дисграфия, нужен логопед». Но я изучила тему более подробно и поняла, что мы реально можем в классе заниматься с такими детьми, не отвлекаясь от остальных. На материале, который мы изучаем, можно решать эту проблему, относиться к ней более лояльно. Конечно, родители могут отвести ребенка к логопеду, но занятия с ним будут проходить не чаще трех раз в неделю, и многое будет зависеть от занятости и возможностей семьи. Я считаю, что каждый учитель начальных классов должен владеть знаниями о нарушениях речи и иметь возможность исправить ситуацию. Ведь это очень важно для ребенка, именно в начальной школе. От этого многое зависит.
 
Елена Викторовна Коршунова, учитель начальных классов Школы № 118 разрабатывает тему «Развитие литературного воображения как способ формирования креативной личности». Чем же занимаются дети в рамках такого исследования?
 
- Мы занимаемся развитием воображения. Сначала проводим стартовую диагностику, по результатам которой определяем уровень развития воображения. А затем в ежедневных уроках используем различные упражнения для воображения.
 
- Ваше исследование, получается, на стыке педагогики и психологии?
 
- Да, результаты этой работы я планирую обобщить и на их основе создать программу по универсальным учебным действиям, куда как раз и войдет процесс развития воображения и креативности.
 
Крочановская Татьяна Викторовна, ЦДТТ БиктырышКрочановская Татьяна Викторовна, ЦДТТ Биктырыш:
 
- Я работаю в учреждении дополнительного образования детей технического профиля, поэтому для своего исследования я выбрала тему «Развитие творческого мышления детей младшего школьного возраста средствами решения изобретательских задач» Это очень актуальная тема в наше время, так как в стране не хватает инженеров, мобильных специалистов, способных решать технические задачи. Я рассматриваю творческое мышление, и эта тема находится на стыке нескольких областей: психологии, педагогики, физики и других.
 
- А в чем суть Вашей работы?
 
- Можно сказать, что это разработка и апробирование технологии, позволяющей учить детей методом решения технических противоречий. Это интересно детям, так как мы даем им простор для выбора решений. Кроме того, это полезно: в дальнейшем они будут способны принимать нестандартные решения, выдавать оригинальные идеи.
 
Владислав Львович БенинПо темам исследований сразу понятно: здесь собрались люди неравнодушные к образовательному процессу. О том, какие направления исследований популярны среди конкурсантов этого года нам рассказал председатель жюри конкурса доктор педагогических наук, профессор Владислав Львович Бенин:
 
- Из сегодняшних работ больше исследований связанных все-таки со спецификой предметной области педагога. В центре внимания использование в этой области различных форм активизации и познавательной деятельности учащихся, и возможности развития их творческого компонента. В принципе, образовательная сфера, это область, где актуально все и всегда.
 
- Но некоторые предметы все-таки выпадают из этого круга?
 
- К сожалению, да. И скажем, по географии, например, состояние уровня знаний по России, в том числе по РБ и по столице, просто печальное.
 
- ЕГЭ сыграл свою роль?
 
- ЕГЭ сыграл разрушительную роль применительно ко всем предметам. Ведь мы все понимаем, что ЕГЭ – это система, которая не может развивать человека. Человек, который, извините, натаскивается на то, чтобы ответить на несколько тестовых вопросов, подобен обезьяне, которая научилась нажимать на кнопку при виде банана. Кстати, Билл Гейтс еще пять лет назад сказал, что система тестов сделала из американцев нацию дебилов. А Барак Обама уже отдал распоряжение об отмене этой системы. Америка уходит от тестов, потому что они доказали свою полную нежизнеспособность.
 
- А конкурсанты не разрабатывают темы, связанные с ЕГЭ?
 
- Слава богу, нет. Учителя продолжают заниматься тем, чем они и должны заниматься: учить и просвещать.
 
- Ваши пожелания учителям?
 
- Пожелание только одно – здоровья и сил в их благородном деле. Потому что труд педагога у нас недооценен ни по одному параметру. Наши учителя при недостойной оплате труда, при неадекватной нагрузке несут еще и полную меру ответственности за все, что происходит в школе: от невыученного балбесом урока до забеременевшей ученицы, не блещущей умом. Я низко кланяюсь тем людям, которые в этих условиях находят интерес, время и силы для того, чтобы заниматься исследовательской деятельностью. Обратите внимание, среди сегодняшних участников конкурса подавляющее большинство имеет 20 и более лет стажа. То есть эти люди, не просто накопили богатейший опыт, но еще и бог их миловал от того, что называют профессиональным выгоранием. Поэтому кроме благодарности в их адрес я ничего сказать более не могу.
 
Итак, «момент истины» настал. Учителя прошли жеребьевку и теперь слушают коллег, и с волнением готовятся к выступлению. Некоторые исследования длятся по 4 года, их результаты вызывают у жюри вопросы, но конкурсантов это не пугает. Они описывают четкие планы будущей работы, программы исследования. Это настоящая защита исследовательской концепции и программы.
 
Итоги конкурса
 

В городском профессиональном конкурсе «Педагог-исследователь», «Воспитатель-исследователь» приняло участие 39 педагогов, в том числе 8 – воспитателей ДОУ (победителей – 4), 26 учителей общеобразовательных школ (победителей – 11), 5 учителей родных языков (победителей – 2). Имена победителей опубликованы на портале Управления образования и на сайте нашей газеты.  



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.