Решать проблему нужно в тесной связи со средствами обучения.
Дети, как известно, мыслят звуками, красками и формами. Именно поэтому среди детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное, наглядно-действенное мышление. В этой связи наглядные пособия для детей должны разрабатываться с особой щепетильностью и тщательностью. Во время подготовки к уроку учитель должен заботиться о том, чтобы ребенок не только слышал учебный материал, но и видел. Объясняется такое требование просто: зрительный анализатор, оказывается, мощнее слухового аж в 800 раз! Это знание нужно использовать рационально.
Информация, поступающая извне, проходит четыре естественных этапа обработки: символьный, логический, сенсорно-моторный и лингвистический. Предъявляться она должна также непременно с соблюдением иерархии кодов: предметного или знакового, рисуночного, словесного и символьного.
Обычно пособия для начальной школы – это учебник, тетрадь ученика и методические указания учителя. Тем не менее, для наилучшей эффективности нужны наглядные демонстрационные пособия – они помогут организовать коллективную деятельность учеников и дать возможность следить за восприятием материала по реакции самих детей. Так учитель сможет оперативно, а главное, своевременно корректировать рабочие действия. В учебном процессе желательно использовать не только уже готовый раздаточный материал, но и создавать пособия самому, нельзя также недооценивать роль дидактических игрушек-самоделок. Ведь в процессе их изготовления учащиеся получают уникальную возможность прослеживать весь путь развития знания и учиться формировать в своем сознании понятие этого пути. Учебное моделирование поможет детям не только получать знания, но и развивать свою личность.
Среди широкого ассортимента учебных пособий можно найти именно то, которое наилучшим образом будет способствовать усвоению разного материала учащимися с различными типами интеллекта. Комплекс наглядных обучающих средств основан на восприятии информации при помощи пространства и цвета. Так дети учатся воспринимать прекрасное, в них разрабатывается стремление к красоте.