Ожидания от Года учителя
Сегодня собеседником редакции стала Елена Васильевна Борисова, учитель истории, заслуженный учитель РБ. Мы решили спросить у нее, как у преподавателя, какие ожидания она связывает с Годом Учителя?
- Елена Васильевна, а до работы в колледже Вы работали в школе?
- Конечно, я много лет отдала школе. Начинала свою педагогическую деятельность в Альшеевском районе в Железнодорожной школе поселка Шафраново. Потом 12 лет я работала в
школе, которая сегодня называется Гимназия № 47. Два года трудилась в школе № 50, которая была переименована в Политологическую гимназию, а теперь это Лицей № 5. Здесь в колледже я работаю уже 15 лет.
- Большая разница между работой в школе и в Уфимском топливно-энергетическом колледже?
- Вы знаете, дети остаются детьми, даже если мы говорим о студентах. У нас основной набор идет на базе 9 классов, и мы фактически работаем с теми, кто мог бы пополнить ряды 10 и 11-тиклассников. У нас, как и в школе есть классное руководство. Кто-то называет эту работу кураторской, но это лишь название. Воспитательная работа та же самая. У меня остались добрые отношения со
школами, с учителями и могу сказать, что условия у нас схожие.
- Как Вы думаете, о чем говорит название года – Год учителя?
- Здесь трудно говорить о чем-то конкретном. Это говорит о том, что проблемы образования выходят на первый план. Ведь, как правило, темой года становится название той сферы, в которой предстоит решить множество вопросов, обеспечить поддержку ее работникам, что-то изменить. Кроме того, сама проблема постоянно будет в фокусе внимания общества, это уже плюс.
Я не идеалист, и не думаю, что все запланированное будет реализовано. Но даже если малая часть планов будет претворена в жизнь, это будет большой прогресс для сферы образования.
Я думаю, что есть еще одна причина, по которой 2010 год объявлен Годом учителя. Ведь мы приняли болонские соглашения, а в них последним годом значится как раз 2009-ый.
- Скажите статус учителя, он зависит от финансирования отрасли?
- Финансирование – это очень важная проблема. И дело не только в заработной плате учителя, хотя это очень важно. Финансирование образования в целом должно идти не по остаточному принципу, а как приоритетное направление. Если правительство говорит сегодня о программе модернизации, то начинать стоит именно со стороны образования.
Кроме того, очень многое зависит от сознания, от того, в каком направлении «движутся» мысли людей. Если в свое время просветители смогли настроить сознание французского общества на революцию, то она и произошла. Так и в нашем обществе, если будет поставлена эта проблема, и если она будет решаться со всех сторон, в разных направлениях, то и результат будет на лицо.
- Заработная плата – это ведь не единственная проблема образования?
- Нет, есть и другие проблемы. Ведь наше образование преимущественно «женское». То есть наши педагоги – в основном представительницы прекрасного пола, а почему нет мужчин? Это как лакмусовая бумажка уровня оплаты труда. И если в обычных школах это чувствуется не так сильно, и возможно не воспринимается как серьезная проблема, то для нас, для учреждений технического профиля это важный показатель. У нас контингент в основном это юноши, и хотелось бы притока преподавателей-мужчин. Но это невозможно, пока не будет соответствующего материального стимулирования.
Образ усталого человека
- Знаете, сегодня для многих учитель ассоциируется с усталым и раздраженным человеком…
- Есть понятие эмоциональное «выгорание». Наши учителя поставлены в такие условия, что на ставку никто не работает. Учитель вынужден работать на полторы или более ставки. Это колоссальная нагрузка, отсюда и усталость. Ведь ставка это порядка 18 часов в
школах, а в гимназиях примерно – 15 часов. Но в наших условиях учитель работает и 36, и 40 часов и более.
- И как с этим можно справляться?
- Творчески работающих учителей вдохновляет и «подпитывает» сам процесс работы. Люди, которые по призванию пришли в эту профессию бывают просто одержимы своим делом, ведь этот процесс «затягивает» в хорошем смысле этого слова.
Здесь уместно сравнение с профессией актера. Актер играет один спектакль и после него чувствует себя как выжатый лимон. А преподаватель ежедневно дает по шесть мини-спектаклей. И к тому же еще до самого «представления» силы уходят на подготовку. А ведь кроме этой «игры» нужно найти силы и на общение с ребятами. В этом плане учитель затрачивает столько сил. Хотелось бы, чтобы это оценивалось.
СМИ и общество
- А что на Ваш взгляд сыграло ключевую роль в формировании современного статуса учителя?
- Не думаю, что можно выявить конкретные причины. Но определенную негативную роль сыграли СМИ. Раньше образ учителя ассоциировался с другими понятиями. Я вспоминаю замечательный фильм «Доживем до понедельника». Насколько светлым и позитивным был образ Тихонова. И каков образ учителя сейчас в фильмах и сериалах. Если речь идет о молодом педагоге, о женщине – обязательно неустроенная судьба, если это мужчина – то это скорее пародия на мужчину. Такое представление сложилось по разным причинам, но поверьте – это не портрет нашей профессии.
Учитель – хранитель прошлого, наставник настоящего и строитель будущего. Это одна из самых значимых фигур в жизни каждого человека. Это нужно понимать, прежде чем вытаскивать на повестку дня единичные скандальные истории.
- Как это изменить?
- Здесь сложно что-то требовать, проектировать. Профсоюзы и организации учителей не могут справиться с тем, что своими корнями уходит в общество. Но я по натуре оптимист, и верю, что все переменится.
Общение тоже может стать проблемой
- Многие говорят о проблеме общения учителей. Действительно есть такая проблема?
- Да проблема общения существует. Ведь даже на педсоветах и других мероприятиях мы слушаем в основном выступления руководителей. Учитель, который непосредственно на «передовой», лицом к лицу с учеником, его сегодня практически не слышно. Хотя одно время был всплеск к учителям-новаторам.
Сегодня такого ажиотажа нет. Почему это произошло? Так сложились экономические условия страны. Здесь нужно смотреть с разных сторон. Что-то пора менять, иначе интерес к учителю не возродится. Мы общаемся с коллегами, и есть также возможность выступить на семинарах и конференциях. Но ведь не только этими мероприятиями исчерпывается понятие общения среди представителей одной профессии.
Я председатель Республиканского методического объединения преподавателей общественных дисциплин системы СПО. И общение с коллегами входит в круг моих обязанностей. Мы проводим встречи, семинары, обмен мнениями, даем возможность учителям творчески отчитываться, представлять результаты своей работы. В свою очередь я тоже выступаю на собраниях и говорю с коллегами о проблемах учительства, о событиях в нашей профессиональной сфере.
- Часто ли Вы просматриваете образовательные ресурсы Интернета? Следите за новостями?
- В силу загруженности изучать материалы из Интернета получается редко. Спасают газеты, которые можно просмотреть.
В принципе у нас есть Центр информатизации, и молодые лаборанты работают – наши студенты по специальности АСУ. Но этого мало. Техническое обеспечение для работы с интернетом, с информационно-коммуникационными технологиями есть. Уже установлены интерактивные доски, мультимедийные системы, но это только начало работы. Не секрет, что сейчас идет поколение ребят, которые намного грамотнее в этой области.
- Но ведь сегодня активно проводятся курсы для преподавателей…
- Да, за это стоит сказать спасибо. Сегодня курсы компьютерной грамотности доступны учителям. Но проблем здесь еще достаточно. Немного сдерживает тот факт, что в библиотеках у нас не хватает ставок, и не все библиотекари умеют работать с Интернетом. А некоторые новинки, статьи, информация определенного вида доступна в сети, но увы, не сразу попадает на глаза преподавателям.
Ожидания
- Как Вы думаете, будут ли кардинальные перемены в Год учителя?
- Сейчас объявлена модернизация и оптимизация системы образования. Сам факт, что наше учебное заведение обретает статус автономного, уже говорит о кардинальных переменах в области образования.
- Колледж перестал быть государственным?
- Нет, совет колледжа проинформировали об изменении статуса. При этом мы остаемся государственным учреждением, наш учредитель – Министерство образования. А автономия заключается в более широких возможностях и самостоятельности руководства.
- Что пожелаете коллегам в новом году?
- В новый год у всех приподнятое настроение, и я хочу пожелать всем учителям в школах и гимназиях, колледжах и вузах, сохранить оптимизм. Пусть будут творческие успехи, пусть будет «полет» идей. Здоровья, добра всем, мира, чтобы все надежды оправдались.
Пусть ваши желания, загаданные под бой курантов, обязательно сбудутся!
Материалы по теме “Год учителя”: