Школа

суббота
17 марта, 2018

Ожидания от Года учителя

Сегодня собеседником редакции стала Елена Васильевна Борисова, учитель истории, заслуженный учитель РБ. Мы решили спросить у нее, как у преподавателя, какие ожидания она связывает с Годом Учителя?  

 

- Елена Васильевна, а до работы в колледже Вы работали в школе?
 
- Конечно, я много лет отдала школе. Начинала свою педагогическую деятельность в Альшеевском районе в Железнодорожной школе поселка Шафраново. Потом 12 лет я работала в школе, которая сегодня называется Гимназия № 47. Два года трудилась в школе № 50, которая была переименована в Политологическую гимназию, а теперь это Лицей № 5. Здесь в колледже я работаю уже 15 лет.
 
- Большая разница между работой в школе и в Уфимском топливно-энергетическом колледже?

 

- Вы знаете, дети остаются детьми, даже если мы говорим о студентах. У нас основной набор идет на базе 9 классов, и мы фактически работаем с теми, кто мог бы пополнить ряды 10 и 11-тиклассников. У нас, как и в школе есть классное руководство. Кто-то называет эту работу кураторской, но это лишь название. Воспитательная работа та же самая. У меня остались добрые отношения со школами, с учителями и могу сказать, что условия у нас схожие.

 

Год и статус

 

- Как Вы думаете, о чем говорит название года – Год учителя?
 
- Здесь трудно говорить о чем-то конкретном. Это говорит о том, что проблемы образования выходят на первый план. Ведь, как правило, темой года становится название той сферы, в которой предстоит решить множество вопросов, обеспечить поддержку ее работникам, что-то изменить. Кроме того, сама проблема постоянно будет в фокусе внимания общества, это уже плюс.
 
Я не идеалист, и не думаю, что все запланированное будет реализовано. Но даже если малая часть планов будет претворена в жизнь, это будет большой прогресс для сферы образования. 
 
Я думаю, что есть еще одна причина, по которой 2010 год объявлен Годом учителя. Ведь мы приняли болонские соглашения, а в них последним годом значится как раз 2009-ый.
 

- Скажите статус учителя, он зависит от финансирования отрасли?

- Финансирование – это очень важная проблема. И дело не только в заработной плате учителя, хотя это очень важно. Финансирование образования в целом должно идти не по остаточному принципу, а как приоритетное направление. Если правительство говорит сегодня о программе модернизации, то начинать стоит именно со стороны образования.
 
Кроме того, очень многое зависит от сознания, от того, в каком направлении «движутся» мысли людей. Если в свое время просветители смогли настроить сознание французского общества на революцию, то она и произошла. Так и в нашем обществе, если будет поставлена эта проблема, и если она будет решаться со всех сторон, в разных направлениях, то и результат будет на лицо.
 
- Заработная плата – это ведь не единственная проблема образования?
 
- Нет, есть и другие проблемы. Ведь наше образование преимущественно «женское». То есть наши педагоги – в основном представительницы прекрасного пола, а почему нет мужчин? Это как лакмусовая бумажка уровня оплаты труда. И если в обычных школах это чувствуется не так сильно, и возможно не воспринимается как серьезная проблема, то для нас, для учреждений технического профиля это важный показатель. У нас контингент в основном это юноши, и хотелось бы притока преподавателей-мужчин. Но это невозможно, пока не будет соответствующего материального стимулирования.
 

Образ усталого человека

 
- Знаете, сегодня для многих учитель ассоциируется с усталым и раздраженным человеком…
 
- Есть понятие эмоциональное «выгорание». Наши учителя поставлены в такие условия, что на ставку никто не работает. Учитель вынужден работать на полторы или более ставки. Это колоссальная нагрузка, отсюда и усталость. Ведь ставка это порядка 18 часов в школах, а в гимназиях примерно – 15 часов. Но в наших условиях учитель работает и 36, и 40 часов и более.
 
- И как с этим можно справляться?
 
- Творчески работающих учителей вдохновляет и «подпитывает» сам процесс работы. Люди, которые по призванию пришли в эту профессию бывают просто одержимы своим делом, ведь этот процесс «затягивает» в хорошем смысле этого слова.
 
Здесь уместно сравнение с профессией актера. Актер играет один спектакль и после него чувствует себя как выжатый лимон. А преподаватель ежедневно дает по шесть мини-спектаклей. И к тому же еще до самого «представления» силы уходят на подготовку. А ведь кроме этой «игры» нужно найти силы и на общение с ребятами. В этом плане учитель затрачивает столько сил. Хотелось бы, чтобы это оценивалось.
 

СМИ и общество

 
- А что на Ваш взгляд сыграло ключевую роль в формировании современного статуса учителя?
 
- Не думаю, что можно выявить конкретные причины. Но определенную негативную роль сыграли СМИ. Раньше образ учителя ассоциировался с другими понятиями. Я вспоминаю замечательный фильм «Доживем до понедельника». Насколько светлым и позитивным был образ Тихонова. И каков образ учителя сейчас в фильмах и сериалах. Если речь идет о молодом педагоге, о женщине – обязательно неустроенная судьба, если это мужчина – то это скорее пародия на мужчину. Такое представление сложилось по разным причинам, но поверьте – это не портрет нашей профессии.
 
Учитель – хранитель прошлого, наставник настоящего и строитель будущего. Это одна из самых значимых фигур в жизни каждого человека. Это нужно понимать, прежде чем вытаскивать на повестку дня единичные скандальные истории.
 
- Как это изменить?
 
- Здесь сложно что-то требовать, проектировать. Профсоюзы и организации учителей не могут справиться с тем, что своими корнями уходит в общество. Но я по натуре оптимист, и верю, что все переменится.
 

Общение тоже может стать проблемой

 
- Многие говорят о проблеме общения учителей. Действительно есть такая проблема?
 
- Да проблема общения существует. Ведь даже на педсоветах и других мероприятиях мы слушаем в основном выступления руководителей. Учитель, который непосредственно на «передовой», лицом к лицу с учеником, его сегодня практически не слышно. Хотя одно время был всплеск к учителям-новаторам.
 
Сегодня такого ажиотажа нет. Почему это произошло? Так сложились экономические условия страны. Здесь нужно смотреть с разных сторон. Что-то пора менять, иначе интерес к учителю не возродится. Мы общаемся с коллегами, и есть также возможность выступить на семинарах и конференциях. Но ведь не только этими мероприятиями исчерпывается понятие общения среди представителей одной профессии.
 
Я председатель Республиканского методического объединения преподавателей общественных дисциплин системы СПО. И общение с коллегами входит в круг моих обязанностей. Мы проводим встречи, семинары, обмен мнениями, даем возможность учителям творчески отчитываться, представлять результаты своей работы. В свою очередь я тоже выступаю на собраниях и говорю с коллегами о проблемах учительства, о событиях в нашей профессиональной сфере.
 
- Часто ли Вы просматриваете образовательные ресурсы Интернета? Следите за новостями?
 
- В силу загруженности изучать материалы из Интернета получается редко. Спасают газеты, которые можно просмотреть.
 
В принципе у нас есть Центр информатизации, и молодые лаборанты работают – наши студенты по специальности АСУ. Но этого мало. Техническое обеспечение для работы с интернетом, с информационно-коммуникационными технологиями есть. Уже установлены интерактивные доски, мультимедийные системы, но это только начало работы. Не секрет, что сейчас идет поколение ребят, которые намного грамотнее в этой области.
 
- Но ведь сегодня активно проводятся курсы для преподавателей…
 
- Да, за это стоит сказать спасибо. Сегодня курсы компьютерной грамотности доступны учителям. Но проблем здесь еще достаточно. Немного сдерживает тот факт, что в библиотеках у нас не хватает ставок, и не все библиотекари умеют работать с Интернетом. А некоторые новинки, статьи, информация определенного вида доступна в сети, но увы, не сразу попадает на глаза преподавателям.
 

Ожидания

 
- Как Вы думаете, будут ли кардинальные перемены в Год учителя?
 
- Сейчас объявлена модернизация и оптимизация системы образования. Сам факт, что наше учебное заведение обретает статус автономного, уже говорит о кардинальных переменах в области образования.
 
- Колледж перестал быть государственным?
 
- Нет, совет колледжа проинформировали об изменении статуса. При этом мы остаемся государственным учреждением, наш учредитель – Министерство образования. А автономия заключается в более широких возможностях и самостоятельности руководства.
 
- Что пожелаете коллегам в новом году?
 
- В новый год у всех приподнятое настроение, и я хочу пожелать всем учителям в школах и гимназиях, колледжах и вузах, сохранить оптимизм. Пусть будут творческие успехи, пусть будет «полет» идей. Здоровья, добра всем, мира, чтобы все надежды оправдались.
 
Пусть ваши желания, загаданные под бой курантов, обязательно сбудутся!
 

 

Рекомендуем разделы:  Новости образования  l  Школа  l  Колледж  l  Вуз  l  Курсы  l  Бизнес-образование



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.