Школа

суббота
17 марта, 2018

Экологическая культура

Процесс модернизации российской системы образования предусматривает повышения качества подготовки учащихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях.

 

Одним из его важных направлений является формирование экологической культуры личности, от состояния которой в значительной степени зависит не только состояние окружающей природы, здоровье людей, экономика страны, но и будущее нашей Земли.
 
В формировании экологической культуры подрастающего поколения особая роль принадлежит учреждениям начального профессионального образования, выпускники которых непосредственно сталкиваются с решением многих проблем, возникающих в процессе взаимодействия общества с природной средой.
 
Современной наукой предложены концепции экологического образования и его роль в общем образовании личности, разработаны педагогические технологии развития экологической культуры, определены условия подготовки педагогов к её формированию в образовательных учреждениях (С.В.Алексеев, С.Н.Глазачев, Горлачёв В.П., А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Е.М. Кудрявцева, Макашева Т.Ю., И.С.Матрусов, Рябцева О.Н., И.Т.Суравегина, Федотов А.С. и др.). Вместе с тем, реализации новых подходов при реализации образовательных программ в учреждениях различного вида и открывает дополнительные возможности для повышения уровня экологической культуры личности.
 
Одним из главных целей экологического воспитания является обеспечение устойчивого развития общества и рациональное использование ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде. В третье тысячелетие человечество вступило с большим набором серьезных экологических проблем: уменьшение концентрации озона в атмосфере, нехватка пресной воды, опустынивание земель, парниковый эффект, сокращение площади лесных массивов, кислотные дожди и т.д.
 
Выход из кризиса один: осуществлять интеллектуальное развитие общества, поставив во главу угла духовно- нравственные начала. Решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Необходимость формирования культуры на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании.
 
В учреждениях начального профессионального образования экологическое образование может реализовываться по трем направлениям:
 
· включение экологического образования в комплекс учебных дисциплин;
· профессиональная подготовка в области рационального природопользования и охраны окружающей среды;
· вовлечение учащихся в практическую и общественную деятельность на базе факультативно изучаемых курсов экологического профиля.
 
Экологическое образование должно сочетать в учебно – воспитательном процессе познание с воздействием художественно – образных средств искусства и непосредственного общения с природной средой. На основе этого была разработана программа курса «Экологическое образование для формирования духовно – нравственных ценностей учащихся».
 
Цель данного курса – повысить уровень развития экологической культуры, привить любовь к родной природе, воспитать бережное отношение к своей земле, формировать новое мировоззрение и образ жизни.
 
Задачей курса является преодоление потребительского подхода человека по отношению к природе. По завершению курса учащиеся должны усвоить следующие знания: современные экологические проблемы; рациональное использование и охрана вод; состояние атмосферы и её охрана; рациональное использование и охрана почв и т. д.
 
При изучении факультативного курса «Экологическое образование для формирования духовно – нравственных ценностей» могут быть использованы разнообразные формы организации работы: экскурсии, полевые практикумы, уроки на природе и в классе, уроки – решения экологических задач, домашняя работа. Методы, приемы и средства обучения также могут быть различны: практическая работа, опыты с демонстрацией, наглядные пособия, регулярное наблюдение природных сред (мониторинг). Существенное место в учебно -  воспитательном процессе занимают конкурсы, экологические вечера, деловые игры, оформление альбомов, стендов, обсуждение художественных картин и т.д.
 
Программа рассчитана на 30 часов в год.
 
Педагогический коллектив ПЛ № 129 уделяет большое внимание воспитанию экологической культуры учащихся.В рамках экологической акции «Природа и человек» (сентябрь-октябрь 2009 г.) учащиеся лицея провели следующие мероприятия по благоустройству родника «Три жилы» по ул. Блюхера в лесном массиве:
 
1. Научно-практическая конференция на тему «Современные экологические проблемы».
2. Семинар на тему «Экология Земли. Вода».
3. Экологический эрудицион на тему «Свалка по имени Земля».
4. Конкурс стенгазет «Экология и мы».
5. Викторина «Что мы знаем об экологии порода?»
6. Социологический опрос «От кого зависит чистота нашего города?»
7. Конкурс сочинений «Природа в произведениях русских поэтов 19 и 20 веков».
8. Театрализованное экологическое мероприятие «Судприроды над человеком»
9. Внеклассное мероприятие «Взгляд на воду»
10. В октябре месяце провели экологические субботники на роднике «Три жилы»(60учащихся лицея).
 
На эти мероприятия были приглашены директор музея «Уфаводоканал» Г.А. Бурдыгин, который рассказал об истории водоснабжения в городе Уфа, и директор подросткового клуба «Юность» М.Е Тимохин, поведавший много интересного о молодежном туризме и участии молодых людей в охране окружающей среды.
 
В апреле 2008 года проект благоустройства родника, выполненный учащимся Егором Трофимовым, был представлен на конкурс, организованный Министерством природопользования и охраны окружающей среды Республики Башкортостан. Работа была признана лучшим экологическим проектом и удостоена диплома, а лицею выделена стипендия.
 
Одним из главных экологических праздников считается Всемирный день охраны окружающей среды, который, в соответствии с решением ООН (1972 г.), отмечается 5 июня.
 
В этот день состоялась торжественное открытие родника «Три жилы» по улице Блюхера.
 
В праздники приняли участие не только учащиеся лицея – участники экологического проекта, но и жители близлежащих домов. В продолжение экологических мероприятий учащиеся лицея разработали макет ( действующий) родника «Три жилы» (материал – пенопласт, монтажная пена, клей, краски).
 
Альфия Хасидовна Насырова,
преподаватель спецтехнологии
высшей категории,
почётный работник РФ
ГОУ НПО ПЛ № 129
  

диплом об образовании с реестром https://vishee-legalno.com
© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.