В уфимских школах не первый год ведётся экспериментальная работа.
А на что направлена деятельность школьных экспериментальных площадок? В нашей рубрике мы будем задавать этот вопрос руководителям и кураторам образовательных учреждений, в которых работают над интересными проектами.
Боброва Виктория Георгиевна, заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ № 117 Советского района г. Уфа, РБ:
- Социальный заказ на формирование всесторонне развитой и готовой к современной жизни личности обусловил открытие на базе школы № 117 в 2006 году городской экспериментальной площадки по теме: «Формирование нравственной личности учащихся в образовательном процессе». Общая цель: формирование у учащихся гуманного отношения к природе, к обществу, к самому себе. В ходе реализации программы экспериментальной площадки (2006-2010 г.г.) в школе разработана система воспитательной работы, создана кафедра классного руководства и научно-методический совет, работает Школьный ученический совет (ШУС). Каждый учебный год коллектив школы работает над определённым направлением: трудовое, патриотическое, интернациональное, эстетическое и семейное воспитание. Формы работы различны (коллективные творческие дела, классные часы, посещение учреждений культуры, искусства, спорта и т. д.), но объединены одной темой.
Классные руководители ведут мониторинг уровня сформированности нравственных качеств учащихся (наблюдения, беседы, анкетирование учащихся и родителей и др.), занося все полученные результаты, выводы и итоги в специально разработанный комплект документов «Папка классного руководителя». Общим итогом работы экспериментальной площадки должен стать сборник методических рекомендаций педколлектива школы по организации воспитательной работы с учащимися.
Зиятдинова Евгения Вячеславовна, педагог-исследователь, учитель русского языка и литературы лицея № 83 Орджоникидзевского района, тема «Формирование коммуникативных компетенций учащихся в образовательной среде современного лицея»:
- Основная задача системы образования на современном этапе её развития состоит в том, чтобы не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.
Наиболее значимой для формирования креативно мыслящей личности, по мнению ряда исследователей, является коммуникативная компетенция, которая является фундаментом для формирований других видов компетенций.
Преподаватели филологии, работающие в образовательных учреждениях с техническим профилем, сталкиваются с рядом проблем в области повышения качества образования. Гуманитарные дисциплины, не являясь профильными, переносятся в сознании учащихся на второй план, что отрицательно сказывается на проявлении их творческой активности, мотивации, глубине усвоения материала. Вследствие чего качество знаний учащихся снижается. Реализация метода проектов позволяет:
• выходить за рамки общепринятых программ;
• учитывать специфику интересов учащихся;
• соответствовать их стилю усвоения знаний;
• интегрировать знания, полученные в разных образовательных областях;
• применять академические знания в прикладной сфере;
• глубоко вникать в сущность изучаемой темы;
• организовать совместную деятельность на основе схемы сложной коммуникации в целях поэтапного освоения коммуникативных ролей (понимающий, автор, арбитр, критик, организатор).
В 2010–2011годах планируется завершение экспериментальной работы анализ, обобщение и систематизация полученных результатов; статистическая и математическая обработка данных; описание результатов и методики формирующего эксперимента; уточнение теоретических положений и формирование выводов; оформление результатов диссертационного исследования.