— Главные задачи Управления по контролю и надзору в сфере образования при Министерстве образования РБ не только проверка и наказание в случае выявления нарушений, но и совместная выработка путей их устранения, — сказал, выступая на расширенном заседании аккредитационной коллегии, посвященном итогам года, руководитель ведомства Ильгиз Кызыргулов.
Стоит отметить, что в ведении созданного в конце декабря 2008 года Управления находятся три основных блока вопросов.
Первый — контроль за качеством образования во всех образовательных учреждениях, в том числе за качеством подготовки обучающихся и выпускников, далее следует лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений всех типов и видов и третий — контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования.
Кроме этого, Управление рассматривает обращения граждан и образовательных учреждений, организаций по вопросам соблюдения прав участников образовательного процесса.
Как отметил Ильгиз Кызыргулов, вышеуказанные полномочия распространяются на все образовательные учреждения, расположенные на территории Башкортостана, за исключением находящихся в ведении федеральных органов государственной власти.
Особенностью организации контрольно-надзорной деятельности в регионе Кызыргулов назвал наличие в структуре ведомства шести секторов: центрального, северно-восточного, северо-западного, западного, юго-восточного, южного.
— Они позволяют сбалансированно регулировать распределение объектов контроля и надзора по территориальному принципу, качественно осуществлять проверки на местах, оперативно рассматривать обращения граждан, проживающих на территории каждого сектора, — подчеркнул Ильгиз Кызыргулов.
В целом, в 2009 году Управлением признаны прошедшими лицензионную экспертизу 1174 учреждения, прошли государственную аккредитацию 861 образовательное учреждение.
Подводя итоги года, Ильгиз Кызыргулов отметил, что в настоящее время не имеют лицензий на право ведения образовательной деятельности 234 образовательных учреждения. Причина практически везде одинакова – отсутствие свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления имуществом, наличие нарушений противопожарного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Свидетельства о государственной аккредитации отсутствуют у 75 образовательных учреждений. 17 из них не прошли эту процедуру по причине отсутствия лицензии на право ведения образовательной деятельности, еще 17 являются вновь созданными, 24 образовательных учреждения проходят процедуру реорганизации, 17 – в связи с временным приостановлением своей деятельности, капитальным ремонтом зданий. Говоря о деятельности муниципальных органов управления образованием, Ильгиз Кызыргулов обратил внимание на нарушения действующего законодательства.
— В вопросах лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений это: отсутствие на момент проверки свидетельств о государственной аккредитации, лицензий на право ведения образовательной деятельности по основным образовательным программам и программам дополнительного образования; отсутствие свидетельств о государственной регистрации права на оперативное управление имуществом, на постоянное (бессрочное) пользование земельным участком; фактическое превышение в образовательных учреждениях показателя предельной численности контингента детей, обучающихся, указанного в приложениях к лицензиям на право ведения образовательной деятельности; отсутствие помещений для проведения учебных занятий по предметам «Физическая культура», «Технология»; нарушение лицензионных требований, предъявляемых к укомплектованности педагогическими кадрами, и многие другие, — отметил Ильгиз Раянович. — Вопросы материально-технического обеспечения по-прежнему остаются наиболее острыми для многих проверенных территорий.
Также среди распространенных недочетов Ильгиз Кызыргулов назвал уставы учреждений, не соответствующие нормам и требованиям современного законодательства. Деятельность отделов образования ослаблена и в вопросе контроля за обеспечением организации предоставления общедоступного и бесплатного общего образования.
— В целом ряде общеобразовательных учреждений отсутствует системная работа по осуществлению внутреннего контроля за качеством образовательного процесса, выявлено невыполнение практической части образовательных программ обязательных базовых общеобразовательных предметов федерального компонента: «биология», «химия», «физика», «география», не соблюдается установленный порядок учета, хранения и выдачи документов государственного образца об образовании, — сказал Ильгиз Кызыргулов.
Кроме этого практически повсеместно выявлено отсутствие системного подхода к качественному учету детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Нарушены требования к приему детей для обучения в образовательных учреждениях, не регламентирован порядок организации индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья, по-прежнему родители обучающихся принуждаются к оказанию материальной помощи образовательным учреждениям.
Говоря о задачах на 2010 год, Ильзиз Кызыргулов сказал, что при проведении проверок соответствия качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам планируется расширение перечня предметов, по которым будет проводиться тестирование. В числе предполагаемых дисциплин он назвал «русский язык», «математику», «физику», «химию», «биологию», «историю», «обществознание». В этом году оно коснется и обучающихся 5 и 9 классов.