Система СПО развивается
На вопросы редакционной анкеты ответил Олег Иванович Кобелев, директор Уфимского автотранспортного колледжа, к.т.н, Заслуженный работник народного образования РБ, «Директор года-2009».
- За какие качества работодатели должны ценить выпускников колледжей?
- В образовательных стандартах нового поколения одним из главных принципов является учет требований работодателей, нуждающихся в компетентных, конкурентоспособных специалистах среднего звена.
Работодатели ждут от системы СПО социально активную творческую личность выпускника, имеющую хорошую теоретическую подготовку, обладающую профессиональной ответственностью, самостоятельностью, любознательностью и творческим подходом в решении производственных задач, гражданским самосознанием, высокими нравственными качествами.
Предпочтение при приеме на работу отдается тем выпускникам колледжей, которые имеют лидерские качества, коммуникативные навыки, умеют работать в команде – все это выходит на повестку дня в качестве насущных навыков, востребованных бизнесом, государством, политикой.
Большинство работодателей повысили требования к квалификации рабочих и предпочитают, чтобы они имели четвертый либо пятый квалификационный разряды, поэтому СПО должны уделять больше внимания практическому обучению студентов.
В нашем колледже для практического обучения студентам предлагаются финансово устойчивые, эффективно работающие базовые предприятия разных форм собственности, имеющие высокий уровень организации менеджмента, технических процессов и культуры труда.
Учитывая запросы работодателей мы готовим мобильного специалиста, соответствующего уровня и профиля, востребованного на рынке труда. свободно владеющего профессией, ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности . готового в постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной адаптации.
- Как Вы оцениваете состояние системы среднего профессионального образования?
- В.В. Путин в приветственном слове Y съезду Союза директоров ССУЗов России сказал: «…роль учреждений среднего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов будет неуклонно возрастать. Повысится их роль и в деле переподготовки и повышения квалификации высвобождающихся работников различных отраслей».
В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, доля которых, например, в автотранспортной отрасли и дорожном хозяйстве страны составляет около 70% производительных сил. В этих условиях объективно возрастает роль СПО в подготовке кадров.
Большое значение в развитии системы СПО отводится социальному партнерству, призванному обеспечивать целевую эффективную финансовую поддержку учебных заведений, направленную на подготовку современных рабочих и специалистов для инновационной экономики.
Сегодня в учреждениях СПО формируется современная государственно-общественная система оценки качества образования, современные механизмы партнерства базовых предприятий и учебных заведений, развивается информационная база управления и обучения, происходит ориентация на перспективы развития рынка труда. Одной из важнейших задач на ближайшие годы является создание современной системы менеджмента качества образовательной деятельности.
На наш взгляд, для устранения существующих проблем, необходимо принять государственную концепцию развития СПО. Именно она должна определить роль и место системы СПО в развитии производительных сил страны, связи с экономикой и рынком труда. Необходимо развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений. Это расширит их самостоятельность, улучшится внебюджетная деятельность, будут создаваться условия для перехода на новую организационную форму – автономное учреждение.
Для дальнейшего развития системы СПО необходимо:
-срочно разработать профессиональные стандарты и определиться с потребностью в кадрах на перспективу.
-произвести реформирование законодательной базы, добиться, чтобы она поддерживала работодателей, инвестирующих средства в образование, и действительно отражала приоритетность начального и среднего профессионального образования.
-нужно обеспечить преемственность между общеобразовательной школой и учреждениями профессионального образования, установив между ними социальное партнерство. Это поможет осуществить предпрофильное и профильное обучение, что, в свою очередь поможет молодежи в выборе будущей профессии.