Западными рейтингами нельзя оценивать российские бизнес-школы
На что следует ориентироваться при выборе бизнес-школы? Стоит ли доверять рейтингам российских бизнес-изданий и какие критерии лежат в основе мировых рейтингов бизнес-школ? Об этом в интервью РИА Новости рассказал декан Высшей школы менеджмента Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Сергей Филонович.
- Сергей Ростиславович, российские бизнес-школы не представлены в ведущих мировых рейтингах. Почему?
- Западные методики составления рейтингов не применимы к нашим школам по целому ряду причин. На Западе большинство слушателей программ MBA учатся full-time (полный день). Ради учебы они уходят с работы, находя затем новое место, и их карьерный рост можно легко оценить.
Подавляющее число слушателей в России выбирают вечернюю или модульную (очно-заочную) форму занятий, и из-за этого большинство из них после обучения не меняет работу.
Еще один показатель - зарплаты выпускников, в нашей стране они не прозрачны.
Не проходим мы и по критерию интернационального состава студентов. Наши студенты - из Казахстана, Армении, Литвы, но рейтинговые структуры не считают их иностранцами: они говорят по-русски.
- Стоит ли российским бизнес-школам стремиться в мировые рейтинги?
- Это зависит от стратегии бизнес-школы. Если ей нужно мировое признание, да. Миссия нашей школы - подготовка к ведению бизнеса в России, и западные рейтинги для нас в определенном смысле не существенны.
Мы понимаем: те, у кого есть 50-100 тысяч евро, кто хорошо знает английский, к нам не придут, а уедут учиться на Запад.
- Но многие российские бизнес-издания также составляют «списки лучших». Вас устраивает их качество?
- Нет. Несколько лет назад наша школа попала на 11-е место в рейтинге одного из российских журналов. Одним из ключевых параметров при составлении этого рейтинга была стоимость обучения. Причем, как полагали авторы рейтинга, чем она ниже, тем это удобнее для потребителя.
Они ввели параметр цены с большим весовым коэффициентом, в результате чего самые дорогие школы оказались внизу рейтинга.
Но ведь высокая цена и устойчивый спрос на программу, как правило, характеризует ее качество - покупатель платит именно за него. Если этого не понимать, можно сделать совершенно неверные выводы о качестве обучения.
- Выборка лучших всегда относительна…
-Да, надо иметь в виду: методы составления рейтингов отличаются. Рейтинг всегда опирается либо на определенные параметры, либо на мнение экспертов.
Выборка параметров и мнений всегда будет «кривая», и рейтинги FinancialTimes будут отличаться от рейтингов BusinessWeek или Economist. Ни одна школа не может лидировать сразу во всех трех.
И важен вопрос независимости составителей. Несколько лет назад на собрании деканов и директоров Европейских бизнес-школ было документально доказано: рейтинг FinancialTimes находится в прямой корреляции с рекламным бюджетом школ, которые фигурируют в этом издании.
- Иногда для составления рейтинга опрашивают выпускников бизнес-школ. Эта методика эффективна?
- Не думаю. Прислушаться к этому мнению было бы можно, если бы выпускники поучились в разных местах и после этого сравнивали.
К примеру, у нас есть «звездные» преподаватели и просто сильные. Слушатель скажет: неоднородный состав. Но вы зайдите в соседнюю школу, и наш «середняк» покажется вам звездой.
Кроме того, имеет значение, с кем беседовать. Если бизнес-школа дает контакты своих выпускников, то она, как правило, предоставит информацию о наиболее успешных из них, которые, конечно же, будут ее хвалить.
Другое дело – если журналисты разыскивают слушателей через Интернет по резюме. Это те выпускники MBA, кто ищет работу, по преимуществу неудачники.
- Почему же бизнес-школы не предоставляют информацию о своих выпускниках?
- Такова позиция Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), членом которой мы являемся. Нет гарантий, что все бизнес-школы будут давать данные по всем выпускникам, велика вероятность, что многие школы предоставят лишь часть информации и просто «спрячут» своих неудачников.
К сожалению, мы не раз убеждались: наши рейтинги недостоверные. Чтобы мы могли доверять им, должно измениться само общество.
- И рейтингам вузов нельзя доверять?
- О какой объективности можно говорить, когда Академия Натальи Нестеровой, в которой, в том числе, готовят парикмахеров, вдруг в одном из рейтингов российских университетов оказывается на четвертом месте?
Сейчас мы слышим: в рейтинге вузов лидируют исследовательские университеты. Но если в рейтинге дан большой весовой коэффициент параметру исследовательской деятельности, то, конечно же, лидировать в нем будут университеты, где ей уделяют большее значение. Обучающие вузы окажутся в конце списка.
- На что же тогда ориентироваться?
- Подавляющее большинство людей приходит к нам по рекомендации тех, кто у нас отучился. Это, на мой взгляд, резонно: люди приходят с правильно сформированными ожиданиями.
При этом мы советуем им сходить и в другие бизнес-школы, посмотреть учебные планы, встретиться с преподавателями - составить собственное мнение, собственный рейтинг. Понятно, что это может быть затруднительно для людей из регионов, но для москвичей это главный ориентир.