Вуз

суббота
17 марта, 2018

ЯГПУ на пороге нового века

Завершающее десятилетие XX века стало для педагогического образования временем глубоких перемен, проверкой его способности ответить на запросы реформирующегося общества в сложных, а порой и драматических условиях.

 

Предстояло осуществить реформирование всей системы педагогического образования, приблизить ее к мировым стандартам, обеспечить потребность региона в квалифицированных педагогических кадрах современного уровня, в том числе по ряду новых специальностей. Решающим шагом в этом направлении, открывшим новую страницу в истории вуза, стало присвоение ему статуса педагогического университета.

 

В 1992 году состоялась аттестация Ярославского государственного педагогического института, по итогам которой в 1993 году приказом Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию он был преобразован в Ярославский государственный педагогический университет (ЯГПУ).

 

Конечно, коллектив университета начинал свою новую историю не на пустом месте, не с чистого листа, а используя богатые традиции прошлых лет, накопленный за это время опыт и творческий потенциал. Но и сделать предстояло немало: создать качественно новый учебный и научно-педагогический комплекс, способный обеспечить обучение по образовательно-профессиональным программам в соответствии с государственными стандартами, современными требованиями к содержанию, технологиям и структуре педагогического образования. Спустя пять лет можно сказать: коллектив выдержал экзамен и, несмотря на трудности, в целом справился с этими задачами. Это подтвердили итоги министерской аттестации, состоявшейся в конце 1997 года. Все специальности, представленные к аттестации, получили положительную оценку экспертов, крупных специалистов по данным направлениям. А в целом было признано, что “Ярославский государственный педагогический университет является крупным учебно-методическим, научно-исследовательским, многопрофильным вузом Верхне-Волжского региона, который на практике реализует концепцию непрерывного педагогического образования”.

 

В высокой оценке вуза несомненная заслуга принадлежит его руководству. В эти годы педуниверситет возглавляет доктор педагогических наук, профессор Владимир Васильевич Афанасьев. Сегодня ректор в глазах преподавателей и студентов — авторитетный руководитель, талантливый ученый, педагог-новатор, организатор с развитым видением перспективы. Умение подбирать кадры позволило ему сформировать работоспособный ректорат, в который входят первый проректор доцент В.А. Власов, проректор по научной работе профессор М.В. Новиков, проректор по учебной работе заочного отделения доцент С.Б. Московский, проректор по экономическим вопросам доцент Е.Н. Квасовец, проректор по капитальному строительству В.Л. Поликарпов. В соответствии с уставом, утвержденным конференцией преподавателей, сотрудников и студентов, все текущие и перспективные вопросы жизни вуза ежемесячно обсуждаются на заседаниях ученого совета университета, а факультетские дела — на советах факультетов.

 

Крушение советской цивилизации, распад СССР, политические, экономические и социальные катаклизмы, потрясающие Россию, остро и болезненно отразились на жизни высшей школы. Она оказалась в кризисе, причем кризисе затяжном. Материальное обеспечение этой важнейшей для общества системы подготовки кадров высшей квалификации намного отстало от потребностей не только ее развития, но даже сохранения. Согласно опросу ректоров вузов весной 1994 года, лишь 8 процентов руководителей признали состояние своих учебных заведений нормальным, тогда как 81 процент ректоров оценил положение как тяжелое, а 11 процентов — как критическое2 . Ярославский педагогический вуз не стал исключением. В 1995–1998 годах реальное финансирование из федерального бюджета осуществлялось только по трем статьям: заработная плата, начисления на нее и стипендия. Финансирование остальных статей расхода было сведено к минимуму. Да и сокращенная смета в эти годы исполнялась лишь на 70–80 процентов.

 

В этой сложной финансово-экономической ситуации предстояло не просто выжить, приспособиться к хроническому недофинансированию, ставшему нормой государственной политики в образовательной сфере, но и утвердить себя на уровне нового общественного запроса, в новом социальном и культурном пространстве. Внедрение в России с 1995 года государственных стандартов высшего профессионального образования также поставило перед учебно-педагогическим комплексом ряд проблем.

 

Ныне педагогический университет является ведущим центром подготовки кадров для системы образования Ярославской области. Он представляет собой сложный и многообразный учебный и научный комплекс по подготовке специалистов общеобразовательной и профессиональной школы, решению важных научных проблем. В структуру вуза входят десять факультетов: исторический, физико-математический, естественно-географический, иностранных языков, физической культуры, педагогический, русской филологии и культуры, практической психологии, дефектологии, менеджеров образования. Кроме того, в состав университета входят институт педагогики и психологии и четыре педагогических колледжа.

 

Новым явлением в структуре вуза стало создание специализированных учебно - научно - педагогических комплексов. Совместная деятельность ЯГПУ и педагогических учебных заведений области (педагогических училищ, впоследствии колледжей), направленная на создание преемственных учебных программ и единой организационной структуры, началась с 1989 года. Результатом этой работы стало включение педагогических колледжей в состав университета как автономных структурных подразделений (в 1994 году). В настоящее время в состав учебно-педагогического комплекса входят ЯГПУ, Ростовский, Рыбинский, Угличский, Ярославский педагогические колледжи, базовые школы и дошкольные учреждения, Угличский филиал ЯГПУ, открытый в 1998 году. Работа комплекса по организации системы непрерывного педагогического образования с учетом кадровых потребностей региона получила высокую оценку Министерства общего и профессионального образования, РАО, Совета директоров педагогических колледжей России и Государственной аттестационной комиссии.

 

В 1995 году была открыта Высшая школа филологии и культуры, в которую включены факультет русской филологии и культуры, областная очно-заочная школа филологии и культуры, гуманитарный лицей.

В 1996 году начал работу институт педагогики и психологии, созданный с целью координации деятельности всех кафедр, занимающихся психолого-педагогической подготовкой будущих учителей. Институт включает в себя три факультета, дающих второе высшее образование по специальностям педагог-психолог, менеджер образования, олигофренопедагог. В него также входит региональный научный центр педагогических исследований (7 лабораторий), финансируемый департаментом образования Ярославской области.

 

В составе семи факультетов и института педагогики и психологии научную и учебную работу ведут 39 кафедр, остальные 6 имеют статус межфакультетских. Восемнадцать кафедр из 45 возглавляют доктора наук и профессора.

Ко времени преобразования в университет педагогический вуз осуществлял образовательную деятельность по 12 направлениям и специальностям и 15 программам послевузовской подготовки. За прошедшие годы получили государственное лицензирование новые направления и специальности, потребность в которых ощущает современная школа: гуманитарные знания (магистратура), лингвистика и межкультурная коммуникация, психология, социальная педагогика, логопедия.

 

Определяющим условием высокого качества подготовки специалистов являются научно-педагогические кадры. В ЯГПУ трудятся высококвалифицированные профессора и преподаватели, среди которых и опытные, зрелые педагоги и ученые, и перспективная молодежь. Численно профессорско-преподавательский состав за последние пять лет изменился незначительно. В 1997 году в университете работали 483 преподавателя, из них 47 — на условиях штатного совместительства. Стабильным остается и возрастной состав: 16 процентов составляют преподаватели моложе 30 лет, 11 процентов — старше 60. А вот их квалификационный уровень существенно меняется в лучшую сторону. Достаточно сказать, что за 1992–1997 годы преподавателями университета защищены 21 докторская и 65 кандидатских диссертаций. В настоящее время учебную и научную деятельность ведут 47 профессоров, 151 доцент, 58,2 процента преподавателей имеют ученые степени и звания. Анализ кадрового обеспечения учебного процесса по блокам дисциплин свидетельствует, что доля преподавателей с учеными степенями и званиями, ведущих гуманитарные и социально-экономические дисциплины, составляет 55,3 процента, естественно-научные и математические — 66,3 процента, общепрофессиональные — 54 процента.

 

Статус университета предъявляет особые требования к организации научно-исследовательской работы. За годы своего существования ЯГПУ стал крупным научно-педагогическим центром, способным решить проблемы как фундаментального, так и прикладного характера. В вузе сложились научные школы в области технолого-педагогических, естественных и гуманитарных наук, возглавляемые известными в России и за рубежом учеными. За последние пять лет в ЯГПУ оформились и успешно реализуются 15 научных направлений, в рамках которых ведутся исследования преимущественно фундаментального характера. В то же время результаты этих исследований получают отражение в специальных курсах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Источниками финансирования научных исследований являлись заказ-наряды, научно-технические программы и гранты Министерства образования и Министерства общего и профессионального образования, гранты Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда, института “Открытое общество”, программы “Темпус”, фонда Наффилда, фонда “Евразия”, Британской академии наук, заказ-наряды департамента образования Ярославской области и др. Активное привлечение внебюджетных источников позволило увеличить финансирование научных исследований с 770 тысяч рублей в 1992 году до 2109,5 миллиона рублей в 1996 и 2197,3 миллиона рублей в первом полугодии 1997 года.

 

Становление научных школ не только вносит вклад в науку, но и способствует совершенствованию подготовки специалистов высшего уровня — открытию диссертационных советов, увеличению приема в аспирантуру и успешной защите диссертаций. Подготовка научно-педагогических кадров ведется через очную докторантуру, очную и заочную аспирантуру, соискательство. За 1992–1998 годы количество аспирантов увеличилось с 11 до 125, а специальностей, по которым они ведут исследования, — с 7 до 276. С 1991 года функционировал один совет по защите кандидатских диссертаций по специальности “математическая логика, алгебра и теория чисел” (председатель — доктор физико-математических наук, профессор А.С. Тихомиров). В настоящее время в университете действуют 4 диссертационных совета по защите кандидатских и один — по защите докторских диссертаций. За пять лет были открыты советы по специальностям “теория и история педагогики, теория и методика профессионального образования” (председатель — доктор педагогических наук, профессор М.И. Рожков), “физиология человека и животных” (председатель — доктор биологических наук, профессор А.В. Муравьев), “русская литература и русский язык” (председатель — доктор филологических наук, профессор Г.Ю. Филипповский), “отечественная история и всеобщая история” (председатель — доктор исторических наук, профессор А.Б. Соколов). Все это позволяет успешно решать проблемы научного роста кадров, воспитания научной смены, обеспечивать преемственность поколений ученых и сохранение научных школ. К настоящему времени ЯГПУ стал одним из ведущих центров подготовки научно-педагогических кадров Верхне-Волжского региона.

 

Подтверждением активности ученых университета, его возросшего научного престижа стала организация на базе вуза научных конференций, имеющих важное научное и практическое значение. За последние пять лет в университете проведено более 30 международных, региональных и межвузовских научных конференций. Наиболее активную роль в их организации играли исторический факультет и институт педагогики и психологии. Так, историческим факультетом в 1992 году была организована международная российско-британская конференция “Европейская историография XX века”, в 1995 — международный семинар историков “Новейшие подходы к изучению истории России в современной зарубежной историографии”, а в 1996 — международный семинар “Новейшие подходы к изучению истории Западной Европы в современной зарубежной историографии”. В этих форумах приняли участие ученые-историки Англии и Германии, широкий круг отечественных специалистов. Утвердилась практика проведения международных педагогических чтений памяти К.Д. Ушинского, организатором которых выступает институт педагогики и психологии.

 

Результаты исследований ученых ЯГПУ нашли отражение в многочисленных публикациях. Несмотря на трудности с финансированием и изданием научной, учебной и методической литературы, преподаватели университета только в 1996 году опубликовали 6 монографий, 9 учебников и учебных пособий, 111 статей, 100 тезисов. Издание научных монографий, как правило, связано с подготовкой докторских диссертаций. В 1992–1997 годах вышли в свет монографии А.Н. Колтышева, Е.Б. Мизулиной, В.И. Пефтиева, А.В. Леденева, Э.С. Афанасьева, А.В. Азова, Е.А. Ермолина, Н.И. Бушмановой, Л.В. Байбородовой, А.В. Ястребова, В.В. Афанасьева, М.В. Новикова, Г.Н. Кочешкова, А.С. Ходнева, А.Б. Соколова, С.А. Бабуркина. Учебники и учебные пособия для школ и вузов в центральных издательствах опубликовали В.А. Щенев, М.С. Комаров, Е.В. Карсалова и А.В. Леденев, С.Г. Макеева, Л.Н. Сухорукова, В.Б. Успенский, В.В. Афанасьев, Е.И. Смирнов, С.Ф. Бурухин, А.Д. Викулов, В.В. Чистяков.

 

Преподаватели и сотрудники университета активно участвуют в конкурсах грантов, объявляемых Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом, зарубежными фондами. Подтверждением высокого авторитета научных школ университета стало избрание ученых ЯГПУ членами-корреспондентами и действительными членами ряда российских, зарубежных и международных Академий. В состав этих научных сообществ были избраны: В.Д. Шадриков, В.В. Афанасьев, А.С. Тихомиров, В.Н. Шеминов, Л.В. Сретенский, М.И. Рожков, В.П. Басков, А.С. Ходнев, А.В. Муравьев, Л.В. Воронин, В.И. Жельвис, М.С.Комаров, И.А. Кузнецова, Л.В. Байбородова, В.А. Щенев, Е.В. Карсалова, В.Б. Успенский, В.Н. Белкина, Л.В. Афанасьева, Н.П. Ансимова, М.В. Новиков, Б.К. Поярков, В.В. Горохова, Т.С. Злотникова, Е.А. Ермолин.

 

Большое внимание в университете уделяется научной работе студентов. Студенческое научное общество (СНО) расширяет базу подготовки будущих педагогов, позволяет выбрать направления научной специализации. Привлечение студентов к научным исследованиям осуществляется в разных формах: индивидуальная работа с научным руководителем, занятия в студенческих научных кружках и группах, деятельность студенческого конструкторского бюро, участие в экспедициях, научных конференциях, конкурсах и выставках. Хорошей традицией стали ежегодные студенческие научные конференции. Так, в 1996 году на студенческом Дне науки были заслушаны 655 докладов, 219 студентов принимали участие в кафедральных исследованиях, 8 студентов — в областном конкурсе студенческих научных статей (он проводился впервые), проведена выставка “Студент и научно-технический прогресс”, получены 4 удостоверения на рационализаторские предложения и 1 патент, студентами в соавторстве с преподавателями опубликованы 59 статей и тезисов.



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.