Вуз

вторник
25 июля, 2017

Навстречу бакалавриату: за и против

Бакалавризация погубит уникальную систему российского образования. Так считают многие ректоры ведущих вузов, ученые, политические деятели.

 

Но чиновники из Минобра с ними не согласны. Так ли страшен черт как его малюют, попытались выяснить и мы.

Болонский процесс в странах ЕС, призванный улучшить функционирование международной образовательной системы, берет свое начало с середины 1970-х, но официально был учрежден только 19 июня 1999 года при участии 29 европейских стран. В сентябре 2003 года к нему присоединилась и Россия, обязазавшись к 2010 году воплотить в жизнь основные принципы декларации: ввести двухуровневую систему обучения, расширить мобильность (межвузовское сотрудничество и обмен студентами), начать более тщательно контролировать качество образования, наладить кредитно-образовательную систему и решить вопрос с трудоустройством выпускников.

Зачем нам бакалавриат?

К нововведению российская общественность отнеслась неоднозначно. Многие абитуриенты и их родители смутно представляют себе, что такое Болонский процесс, или не знают о нем ровным счетом ничего. Именно поэтому перспектива Министерства образования настроиться на европейскую волну приводит в смятение и вызывает недоверие: чем же вдруг не угодил или почему изжил себя специалитет, взрастивший лучшие умы советского прошлого?

Многие ректоры, эксперты и преподаватели считают, что качество образования, которое студенты получают по программам баклавриата, значительно ниже, чем образование специалиста. Основывают они свое утверждение прежде всего на том, что бакалавр учится 4 года, а специалист — 5-6 лет. Приведет ли отмена специалитета к снижению качества образования, невозможно сказать наперед. Для того, чтобы сравнить уровень специалистов и бакалавров, нужно выпустить достаточное количесво последних. Но этого пока не произошло. Несмотря на ясно выраженную позицию Минобразования относительно перехода на двухуровневую систему, вузы продолжают набирать и обучать студентов по программам специалитета. Однако стоит заметить, что последнюю аккредитацию вузовские программы обучения специалистов получили в 2010 году, а это значит, что уже в 2015 принимать и обучать по программам специалитета они не смогут. Или смогут, но программы не получат госаккредитации.

Кроме того, часть основ и принципов, характерных для традиционного российского среднего и высшего образования, противоречат условиям Болонского процесса. К примеру, у российских выпускников-бакалавров могут возникнуть проблемы с трудоустройством, потому как работодатели берут их неохотно, рассматривая бакалавров как «недоспециалистов». А получение степени магистра (2 года после бакалавриата) в перспективе может стать платным. И тогда нарушится уже наша российская конституция, гарантирующая право на получение в конкурсном порядке бесплатного высшего образования*.

Но, невзирая на недостаток информации, опасения и видимые противоречия, Министерство образования продолжает осуществлять намеченные реформы.

Возможности и преимущества бакалавриата

Во-первых, бакалавриат, несмотря на все воззрения и доводы скептиков, является высшим образованием. Сокращение срока обучения еще не повод отвергать принадлежность бакалавриата к системе высшего образования. Теряя в годах, бакалавры приобретают больше самостоятельности: вместо углубленного прохождения всех предметов (нужных и не очень), в образовательной программе у будущих бакалавров, в отличие от специалистов, существуют дисциплины по выбору — т.е. студент самостоятельно решает, что ему нужно учить, а что нет. В течение первых двух лет обучение ведется по широкому профилю — студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим бакалаврам необходимо определиться с конкретным направлением профессиональной деятельности.

Во-вторых, имея диплом бакалавра, выпускник может без особых проблем устроиться на работу за рубежом — например, в Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские дипломы часто вызывают у иностранных работодателей недоумение. В будущем полученный в России диплом бакалавра будет приравнен к дипломам французских или, скажем, немецких выпускников. Кроме того, в некоторых вузах существует возможность получить два диплома сразу, за единовременный срок обучения. Так, к примеру, в Институте бизнеса и делового администрирования существует специальная программа, благодаря которой выпускники получают и российское, и зарубежное свидетельство об окончании вуза. В рамках этой программы два года студенты будут обучается за рубежом, а другие два — в России.

В-третьих, бакалавры могут продолжить учебу и пойти на два года в магистратуру, чтобы получить высшую академическую степень или сразу начать заниматься научной деятельностью (степень бакалавра является начальной академической).

 

Миинистр образования и науки РФ Андрей Фурсенко утверждает, что введение двухуровневой системы высшего образования является вынужденной мерой, исправляющей весомые погрешности советской системы и не в коем случае не превратится в точное и безоговорочное следование Болонской системе. Также реформа никак не повлияет на бюджетную политику вузов – магистратура не станет полностью платной. Кроме того, отмена специалитета позволит сделать образовательный процесс более эффективным, что повысит профессионализм выпускников вузов и даст им много новых возможностей.

 


© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.