Вуз

среда
29 марта, 2017

Электронное обучение. Выбор между затратностью и эффективностью в образовании.

Автор: Габидуллин Р.Ф.
28 октября 2013

В феврале 2011 г. были приняты поправки в Закон РФ “Об образовании” в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

 

Для большинства жителей нашей страны эти поправки (как впрочем и многие другие изменения в законодательства) прошли почти незаметно. Но по мнению профессионалов, они в принципе способны кардинальным образом изменить ситуацию в образовании в стране и в нашей Республике в частности.

   

Надо сказать, что в мире более 100 млн. студентов давно и успешно обучаются дистанционно с использованием электронных технологий образования.

 

Что же касается нашей страны, то мы, как часто бывает,  начинаем с запретов, затем изобретаем все заново.  Как было сказано “Нет пророка в своем отечестве”. Так вот это как раз тот случай, поскольку в России официально дистанционные образовательные технологии получили развитие только с «Концепции создания и развития дистанционного образования в Российской Федерации», проект которой принят за основу постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию №6 от 31 мая 1995 года, а 30 мая 1997 года  вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент по дистанционному обучению в сфере образования. С этого момента ряд крупнейших инновационных вузов страны таких как МЭСИ, РУДН были включены в проект, а в нашей Республике в это же время появляется письмо — обращение ректора ВЭГУ профессора Е.К. Миннибаева к Президенту РБ М.Г. Рахимову  с предложением организации единой электронной библиотеки с целью создания  общереспубликнаского образовательного ресурса.

 

С тех пор прошло около 15 лет.  В мире электронное образование развивается стремительно, поскольку информационное общество кардинально меняет свои требования к обучению: оно не должно быть “привязано” к месту, времени и условиям жизни и работы человека. Люди хотят, а многие могут учиться только без отрыва от работы и семьи  желают получать современное образование новыми, более эффективными и качественными технологиями.

 

Кроме того,  особенности нашей страны, ее масштабы, буквально диктуют необходимость обучения женщин-домохозяек и людей занятых на производстве, наших соотечественников за рубежом и создания условий для безбарьерной среды обучения инвалидов, сохранения сельских школ,  Нарастает потребность в обучении людей имеющих различные другие ограничения, такие как нахождение в местах лишения свободы, отдаленных территориях, в гарнизонах и длительных командировках и т.п.

 

Однако, важно не просто выделение проблем, а формирование концепции и дорожной карты развития электронного обучения в интересах качественного роста всей системы образования, повышения ее эффективности и доступности.

 

Для многих будет открытием то, что на самом деле в нашей республике уже имеется многолетний опыт успешной работы в этих направлениях. Так, творческий коллектив Академии ВЭГУ занимается вопросами развития электронного обучения еще с 1996 года (письмо Президенту РБ о котором было сказано выше). Уже в 1998г. в вузе был организован центр дистанционного обучения, а в дальнейшем с целью научной разработки и практической реализации всех самых современных мировых подходов в этой области был создан Институт современных технологий образования (ИНСТО). За эти годы мы не только разрабатывали подходы в применении дистанционных и электронных технологий и другие образовательные инновации, но и представляли их на различных уровнях.

 

Полный текст статьи