«Школа» без школы
Что думают ученики и учителя о сериале «Школа»? Показ сериала «Школа» вызвал противоречивые отклики зрителей.
Одни говорят, что это – наша реальность и скрывать ее неуместно, другие утверждают, что в сериале отражены только отрицательные ситуации, которые возникают далеко не в каждом образовательном учреждении.
По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, сериал «Школа» создал мотивацию к тому, чтобы общество всерьёз обсуждало образование.
Своим мнением насчет сериала «Школа» и его влияния на юных зрителей с редакцией поделилась психолог МОУ СОШ № 49 Уфы Гузель Нургалиева. Она не только дала оценку сериалу, но и провела небольшое исследование мнений учеников.
Психолог о школе и «Школе»
«Одно из приоритетных направлений в работе психолога в школе – нравственное воспитание детей. Практика показывает, что в центре этой работы есть закономерность: если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) – будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать.
Именно поэтому мы придаём большое значение в своей работе практическому прорабатыванию моральных составляющих.
Меня как психолога беспокоит влияние телевидения на физическое и психическое состояние ученика, так как большую часть времени после школы, пока родители заняты на работе, школьник проводит дома один.
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от влияния на взрослых. К примеру, младшие школьники и учащиеся 5–6 классов, по результатам исследований, не всегда могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Негатив, который часто представлен на экране, вызывает у ребёнка желание попробовать то, что он увидел.
Сериал «Школа», на мой взгляд, продукт низкого морального уровня, который учит детей агрессивности, конфликтности и, в конечном счёте, служит снижению моральных устоев. Это низкопробный документальный фильм.
Многие говорят о документальности как о режиссёрском приеме, но такая подача только затрудняет просмотр. Постоянное «бросание» камеры из стороны в сторону влияет и на физическое состояние ребёнка: у него портится зрение, появляются раздражительность, нервозность во время просмотра. Приходится постоянно прислушиваться, напрягать зрение.
Популярность фильма объяснить легко: школьная тематика актуальна для учащихся, поэтому многие заинтересовались. Меня радует, что большинство наших учеников не нашли в сериале интересных тем, реальных сюжетов. Были и те, кто прекратил просмотр и критически отозвался об увиденном.
Мнения учеников
• «Я считаю, что сериал «Школа» Валерии Гай Германики не учит чему-то хорошему. В нем много фальши. Лишь капля того, что показывает сериал, может присутствовать в каждой школе. Возникает такое чувство, что сериал создавал человек, который вообще не учился в школе. Развращенные дети, озабоченные учителя, которых интересуют только деньги, родители, которым «плевать» на своих детей – всего этого нет в обычных школах! Не верю, что дети могут нагло курить перед входом в школу! В сериале нет смысла. Он ничему не учит, а, наоборот, развращает. В каждой серии фактически оскорбляют честь и достоинство учеников, родителей и учителей».
• «Я считаю этот сериал оскорбительным. Очень приукрашена в плохом смысле реальность. Ситуации, возможно, и реальные. Но в одной и той же школе – это уже чересчур».
• «В сериале нет ни одного положительного героя. Посмотрев этот сериал, молодёжь, не углубляясь в глубокий смысл сериала, начнёт подражать героям».
• «Сериал слишком оскорбительный. Какое впечатление сложится у детей, которые пойдут в школу или учатся в начальных классах? Я очень рада, что трансляцию прервали из-за Олимпийских игр, и надеюсь, что её не возобновят! Сериал нам ничего не даёт, он учит только низости».
• «Этот фильм вызывает у детей ненависть к учителям, к школе. Младшее поколение после такого сериала, думает, что действительно старшеклассники никого не уважают, не ставят ни во что взрослых…»
Слова учителя
Мнение Гульназ Назимовны Исламовой, учителя русского языка и литературы:
«Сериал «Школа». О чем? Правда о нашей современной школе? О наших детях? О нас самих? Очевидно, именно такую цель ставила перед собой режиссёр фильма. Посмотрите, до чего мы дошли! Ненависть, цинизм, разврат. Равнодушие друг к другу.… И всё это – мы от мала до велика.
Сериал «Школа» – это тупик. Это вариант реальности, в которой не может быть хороших учителей, учеников, родителей. Он показывает, как всё плохо, но не предлагает никакого выхода.
Этот сериал – оскорбление российского учителя, потому что наряду с людьми, которые мало заинтересованы в работе со школьниками, есть большое количество учителей, любящих детей, которые действительно могут послужить для них примером. Но такие учителя в сериале не показаны. Поэтому сериал «Школа» является однобоким. Он показывает только негатив и не показывает позитива, пути, которым могла бы идти и развиваться школа».
Итог
Отправляя своих детей в школу, мы все хотим быть уверены в том, что нашего ребёнка никто не обидит, что он придёт из школы здоровым и с хорошим настроением. А утром скажет, что он хочет идти учиться, что ему комфортно среди одноклассников и он любит своих учителей. Так нужно ли ежедневно показывать детям «страшилку»? Нужен ли такой сериал?
Вопрос пока открыт.
Материалы по теме “Школьные годы”: