Один день из жизни школьника - студента
Этот материал готовился в довольно необычных условиях. Чтобы написать о профильном обучении, которое школьник проходит одновременно со школьными занятиями, мне предстояло провести один день с таким учеником. Моим помощником и соавтором стал Александр Коннов, ученик 11 класса школы № 40 с углубленным изучением французского языка. Это учебное заведение с 2007 года сотрудничает с Башкирским экономико-юридическим техникумом, благодаря чему старшеклассники могут учиться одновременно и в техникуме, и в школе.
Мы заранее договорились, что я не буду приходить с утра и сидеть на всех уроках, а подойду к концу школьных занятий. Я пришла к концу седьмого урока – у Саши была биология. После мы успели немного поговорить. Оказалось, что у него сегодня уже были и башкирский язык, и французский, была алгебра, и другие предметы. А занятия в профильном классе начнутся в 15:00, и мне предстоит посетить пары по гражданскому праву. Последний урок закончился в 14:20 и у нас осталось около получаса, чтобы успеть перекусить и отдохнуть от занятий.
- А ты далеко живешь от школы?
- Нет, примерно в десяти минутах ходьбы. Когда у нас поменьше уроков, есть время чтобы до дома дойти, немного отдохнуть, пообедать. Но сегодня семь уроков, поэтому лучше здесь перекусить.
- Как часто занятия в профильном классе проходят?
- Сейчас два раза в неделю по две пары. Получается, мы проводим в школе еще 3 часа – это две пары и перерыв в 10 минут.
- В школе два направления профильного обучения, какое ты выбрал?
- Я выбрал юридический профиль, а есть еще занятия по экономическому направлению. Некоторые общие предметы мы изучаем вместе, двумя группами. Но я, кстати, свое будущее связываю с экономикой.
- Тогда почему юриспруденция?
- Это дополнительная специальность и дополнительные возможности, и конечно, интеллектуальное развитие. К тому же, многие предметы в этих областях связаны между собой.
- Тебе сразу понравилось такое обучение? Не было страха перед зачетами?
- Понравилось все сразу, а вот страх у нас у всех был. Первый зачет было очень страшно сдавать. Но потом мы как-то поняли, что если подготовился и предмет знаешь, то сдашь точно. Да и отличий от школьных экзаменов не так много.
- Ну, вот ты же сейчас явно после семи уроков устал. Неужели так хочется идти еще на занятия?
- Мне хочется, потому что уже как-то мало школьной программы. Мы в основном повторяем пройденный материал, а хочется чего-то нового. У нас почти весь класс ходит на дополнительные занятия в университеты, в профильные классы, к репетиторам. Понятно, что по алгебре, например, у нас есть еще какие-то темы до декабря наверно, а потом уже только подготовка к ЕГЭ. А на занятиях преподаватели из БЭК постоянно к нам с новыми и новыми знаниями приходят, так что даже усталости не замечаешь.
И вот, мы на занятии профильного класса. В аудитории около 15 человек, все пока только записывают новую тему и начало конспекта. Тема довольно интересная: имущественные и неимущественные отношения. Речь заходит о денежных операциях, и ребята оживленно обсуждают с преподавателем особенности денежного оборота. Некоторые понятия они слышали в телевизионных новостях, но до этого не предавали им значения.
В перерыве смотрю на исписанные листы в Сашиной тетради.
- Да, мы довольно много пишем на парах, но ведь это все интересно. Предметы как бы более тесно с жизнью связаны. И преподаватель очень много примеров из жизни дает. Теперь я больше понимаю из разговоров людей, из экономических новостей, например. Знаю источники права. То есть, если возникнет вопрос, я могу сам найти ответ в специальной литературе.
Смотрю по сторонам – ребята отдыхают, но многие говорят о новой теме.
- Все, кто занимается с тобой, изначально были вот так заинтересованы?
- Нет, были и те, кому не особо интересно было такое обучение. Но они уже отсеялись, потому что не могли время правильно поделить на уроки, пары и отдых. Остались те, кому это действительно нужно и важно.
- Ты уже давно так занимаешься?
- Занимаюсь я второй год, после того перешел в эту школу в середине девятого класса. Именно здесь в школе нам и предложили такое образование. Мне кажется это очень удобно и полезно, и не только в будущем. Вот, например, недавно мы писали пробное ЕГЭ по обществознанию, а я, кстати, именно этот предмет сдавать и собираюсь. Среди вопросов теста были такие, которые мы более подробно рассматривали на парах. Так что эти знания не только впрок, ими можно уже сейчас пользоваться.
- Так наверно только с теми предметами, которые и в школьном курсе есть?
- В принципе да, но есть и другие знания, которые постоянно в жизни нужны. У нас были пары по социологии, на которых мы изучали общественные отношения. С такими знаниями теперь лучше понимаешь психологию людей, можешь поступать более обдуманно, знаешь как вести себя во время общения. Такие знания универсальны.
Вторая пара проходит незаметно, и вот мы уже идем из школы. Идет едва заметный дождик, но он не мешает Саше увлеченно рассуждать о своем будущем.
- После школы я буду заочно доучиваться в БЭК еще один год, чтобы обязательно иметь диплом о среднем профессиональном образовании. А на очное я буду поступать в университет. Пока не выбрал в какой именно, но точно на экономическую специальность.
- А ты уже знаешь, что такое заочное обучение? Уверен, что справишься?
- Про заочку я пока не все знаю, но думаю, что если все делать вовремя, также как сейчас, то проблем быть не должно.
- Ты здраво рассуждаешь, умеешь все делать в срок. А ты как думаешь, так все могут?
- Могут все, просто это от лени зависит. Есть такие люди, им сначала одно лень, потом другое. В итоге они сами ничего не успевают, нужно пересдавать, времени все меньше – если так поступать, то мало что может получиться.
- А ты точно все успеваешь? Какие у тебя оценки?
- В школе я учусь на «4» и «5», да и на парах все обходится без троек. У нас бывают не только лекции, но и семинары, задают рефераты. Правда, я больше люблю решать задачи по гражданскому праву. Это интересно, нам даются условия происшествия определенного, его последствия, и мы должны найти правильный путь решения или статью, которая была нарушена в этом конкретном случае.
Уже половина седьмого, на улице начинает довольно быстро темнеть. Я захожу ненадолго в гости, чтобы посмотреть, как именно Саша начнет делать уроки. После чашки чая, он достает из рюкзака книги и тетради и начинает делать школьные уроки.
- Ты выбираешь, что сначала делаешь, что потом?
- Нет, просто обычно школьные предметы сразу делаю. Там объем больше бывает – на них где-то час, полтора уходит не больше. А на пары готовиться интереснее, поэтому меньше времени уходит. К тому же у нас на профильных занятиях все-таки меньше предметов в неделю.
- Много литературы читать приходится?
- Довольно много, но мне нравится. Хорошо, что книги не обязательно покупать или искать по библиотекам. БЭК каждому школьнику-студенту предоставляет диск с необходимой литературой. На нем все учебники, пособия, дополнительные источники. А если чего-то и нет, то все можно в интернете найти. Нам вот например, очень много дают на лекциях, так что хватает и конспектов.
Я желаю удачи Саше и отправляюсь домой. Мы договорились созвониться в 21:00. Интересно, действительно ли у него сегодня останется время на общение с друзьями или на просмотр фильма? В назначенное время набираю его номер.
- Ну, как успехи?
- Отлично, я уже час назад все подготовил на завтра.
- А чем занимаешься?
- Смотрю кино, на завтра договорился с друзьями в баскетбол поиграть.
- Ты еще и спортом успеваешь заниматься?
- Да мы так, просто для себя играем пару раз в неделю.
- А бывает, что ты не можешь на игру попасть, потому что с конспектами сидишь?
- Ну, это очень-очень редкий случай.
- И ты не жалеешь в такие моменты, что пошел на такое обучение?
- Нет, игра от меня никуда не денется, а эти занятия, конспекты, новые знания – это мое будущее, оно для меня важнее.
Вот такие теперь у нас школьники! Это действительно реально окончить два курса техникума одновременно с последними годами обучения в школе.
Мнение директора - Альбина Ринадовна Уразова:
«Подготовка молодежи к выбору профессии является долговременным процессом, требующим усилий всех подструктур общества, поэтому педагогическим коллективом нашей школы заключен договор о сотрудничестве с БЭК. Учащиеся старших классов имеют возможность получить профессиональные знания по юридическому и экономическому направлениям, параллельно с обучением в школе. Подобное сотрудничество – это возможность расширения образовательного пространства школы, что позволяет объединить связи с вузами и учреждениями дополнительного образования в единую систему. Это хорошая поддержка профильного образования в школе.
Мнение учителя - Татьяна Борисовна Овчинникова, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 10-го профильного класса:
«Выпускники нашей школы ежегодно успешно сдают ЕГЭ, поступают в высшие учебные заведения России и Республики Башкортостан. В современных условиях не лишним будет получение второго образования, тем более экономического и юридического. Создание групп профильного обучения в БЭК – это стремление к социальной защите наших выпусников, их успешной социализации. После окончания школы выпускник уже через год может стать дипломированным специалистом со средним профессиональным образованием, а с дипломом БЭК по выбранной специальности они могут и в вуз поступать без ЕГЭ и учиться по сокращенной программе».
Мнение родителя - Мама Александра Коннова Елена Марковна
Наша семья очень довольна, что есть возможность профильно-параллельного обучения в БЭК. Наш сын учится на юридическом факультете техникума и в 11 классе школы № 40. После окончания школы готовится к поступлению в ВУЗ на экономический факультет. Мы считаем, что основы юридических знаний, полученных в техникуме, не будут лишними. А наоборот, пригодятся специалисту в любой области. Кроме того, обучение в БЭК это и своего рода подготовка к обучению в ВУЗе. Поэтому мы поддерживаем решение сына, учиться в БЭК, получать дополнительное образование.