Школа

суббота
17 марта, 2018

Из опыта работы с одаренными детьми Уфимской школы

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих десятилетий.

Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности.

    

На протяжении последних десяти лет в МОУ СОШ №49 учителями биологии и экологии ведется планомерная работа по программе «Одаренные дети», в процессе которой сложилась система, некий алгоритм, предполагающий определенную последовательность в обучении:


а) развитие дивергентного мышления у учителей через освоение новейших методик в области психологии и методологии через самообразование;


б) развитие дивергентного мышления учащихся, которое формируется через:
- систему творческих заданий на уроке;
- приобретение опыта самостоятельной работы с литературой;
- самообразование учителя и ученика и коррекцию индивидуальных программ обучения.


При достижении определенных результатов в мыслительной деятельности учащихся они привлекаются к участию в научной и исследовательской деятельности в НОУ, в школе, районе, городе, РБ, РФ.


Такой системный подход дал определенные результаты: призеров городских и республиканских олимпиад по биологии и экологии (Нургалиев Тимур 8а класс, Гильманишина Карина 11а класс) ежегодно до 15 человек становятся призерами биологических и экологических конкурсов.


За 2008\2009 год – 20 человек стали лауреатами Всероссийского заочного конкурса «Познание и творчество» по биологии, Нургалиев Тимур 8а, - стал призером этого конкурса (3 место). Гильманшина Карина и Нургалиев Тимур стали лауреатами стипендий Президента РБ и главы администрации г.Уфа. В условиях реализованной программы «Одаренные дети» и при переходе на новую ступень «Перспектива «Next»» в МОУ СОШ №49 был проведен районный семинар учителей биологии и экологии по проблеме «Психологические особенности одаренных детей и специальные программы по работе с одаренными детьми», где были сформулированы основные принципы и изложены проблемы работы с одаренными детьми, которые необходимо взять за основу при переходе с одного уровня на другой.


Завершая работу по программе «Одаренные дети» мы столкнулись с проблемой невозможности решения запросов в интеллектуальной среде ребенка и современными возможностями учителя и школы, которой присуще решение познавательных проблем на основе имеющихся знаний – классическим линейным (конвергентным) типом мышления. Ярко выраженная одномерность мышления препятствует адекватному пониманию ситуации, восприятию других людей и затрудняет межличностное общение в среде одаренных детей.


Противоположное линейному мышлению является (многовариативное) дивергентное мышление, для которого характерно отсутствие жесткой связи между явлениями, причинами и следствиями.


Обучение учащихся умениям дивергентного способа мышления осуществляется постепенно. По мере овладения приемами выполнения учебной работы задания усложняются, изменяется содержание и функции руководителя самостоятельной работы учащихся. В конечном итоге ученики приобретают умения самостоятельного выполнения заданий разных уровней познавательной самостоятельности, а обучающие функции педагога трансформируются от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей.


При работе с одаренными детьми были выявлены два вида диссинхронии: экстернальный и интернальный. У части детей с резко повышенными интеллектуальными и художественно-эстетическими возможностями часто отсутствуют достаточно сформированные и эффективные навыки социального поведения и возникают проблемы в общении.
Современные требования при работе с одаренными детьми предполагают обязательным условием специализированную психологическую и методическую подготовку учителей по изменению подхода к работе (обучению).


Каждый учитель испытывает сложности при индивидуализации программ, поэтому на курсах повышения квалификации учителей требуется ввести программу подготовки по формированию дивергентного мышления детей.
В школе ведется активная работа с одаренными детьми. В эту работу включены педагоги СОШ и психолог.
Работа психолога построена на создание определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное освоение новых знаний невозможно.

 

Практика показывает, что психологическое сопровождение дошкольников, учащихся младшего звена способствует обеспечению ребенку нормальной адаптации в школе, выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей.


Эти дети участвуют в олимпиадном движении, НПК, городских и районных, республиканских заочных конкурсах «Познание и творчество» по биологии.


Для решения проблемы дисинхронизации необходимо расширить интеллектуальное пространство и окружение одаренных детей через создание в Октябрьском районе многопрофильной «Малой академии», в которой максимально проявятся интеллект и творчество одаренного ребенка. В ежедневной суете важно не потерять ни одного Моцарта.
 



© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.