Школа

суббота
17 марта, 2018

Из ЕГЭ уходят тесты

КИМы для ЕГЭ-2010 существенно изменились. Страсти улеглись. Уже известно, что систему ЕГЭ будет улучшать специальная комиссия.

Своим мнением на этот счет и данными об общих результатах республики с нами поделился Андрей Иосифович Блинов, директор Регионального центра обработки информации.

 

Результаты впечатляют

 

- Андрей Иосифович, расскажите о результатах прошедшего ЕГЭ. Какие показатели у республики в этом году?

 

- Этот год не стал исключением, и высокие баллы у наших выпускников по математике, физике и химии. Данные предметы школьной программы уже давно задействованы в ЕГЭ на территории Республики Башкортостан. Очень порадовали в прошедшем году результаты единого госэкзамена по информатике – они гораздо выше средних российских. Может быть это связано с тем, что у нас есть такие замечательные образовательные учреждения, как лицей № 153, лицей № 83, где математика, физика, информатика и другие предметы даются в серьезном объеме и подготовка ведется на высоком уровне.
Кроме того, в этом году показатели ЕГЭ по русскому языку выше, чем в прошлом. Улучшились результаты и по английскому языку – они у нас выше, чем в среднем по России. Республика стабильно показывает высокие результаты – выше, чем в среднем по РФ – по всем предметам, кроме трех лингвистических: немецкий, французский, русский языки.

 

- Федеральный институт педагогических измерений ежегодно составляет рекомендации на основе результатов ЕГЭ, а как у вас работают с результатами по Башкортостану?

 

- Мы тоже составляем рекомендации для учителей. Более того, ежегодно мы анализируем выполнение заданий ЕГЭ по отдельным муниципалитетам республики. Издается аналитический сборник, в котором приведен полный анализ районных результатов ЕГЭ по всем предметам.

 

- Где учитель может ознакомиться с этим пособием?

 

- В предыдущие годы мы издавали пособия на каждое общеобразовательное учреждение. В 2007 году наше пособие бесплатно получили все школы. В прошлом году мы смогли издать тираж только на муниципалитеты. То есть, руководители школьных методобъединений и отдельные учителя могли снять себе копию для изучения и работы с результатами. В текущем году мы поступим аналогично, возможно, опубликуем аналитику на нашем сайте.

 

- Как в целом учителя относятся к тому, чтобы использовать результаты ЕГЭ при подготовке учеников?

 

- Учителя относятся по-разному. Те учителя, которые работают творчески, всегда используют и результаты, и рекомендации при подготовке детей к аттестации в любой форме. Ну а те, кто почему-то до сих пор боится этих трех букв – ЕГЭ – показывают скептическое отношение. Но уже все признают, что на сегодняшний день ЕГЭ – это основной хороший инструмент выявления качества образования.
Я вообще не понимаю, когда некоторые учителя начинают возмущаться по поводу того, что им нужно как-то иначе готовить детей. Контрольно-измерительные материалы по любому предмету составляются на основе образовательных стандартов, включающих в себя основной минимум знаний. Если мы проверяем минимум, то аттестация в любой форме должна проходить нормально.
Я сам являюсь одним из авторов КИМов, поэтому я знаю, о чем говорю. При составлении пособия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку я, например, чтобы развеять какие-либо сомнения в том, что для ЕГЭ требуется необычная подготовка, составил традиционные и для учителей, и для учеников упражнения, а не просто, как у нас принято говорить, «тесты». Выполнение этих традиционных заданий поможет подготовиться к ЕГЭ.

 

Изменения

 

- Есть ли что-то в ЕГЭ, что стоило бы изменить, как Вы считаете?

 

- Безусловно, есть некоторые детали, которые заслуживают определенных изменений. Об этом мы говорили в Москве, буквально в конце сентября, и со мной согласились и представители ФИПИ, и РАО.
Например, если говорить о русском языке, то нужно помнить, что это – государственный язык на территории России, но страна у нас многонациональная. Следовательно, некоторые школьники изучают русский язык, как родной, а некоторые – как государственный, отсюда разница и в количестве часов, и в том, что одни для одних русский язык – родной, а для других родные совсем другие языки. Но ЕГЭ и те, и другие сдают по одним КИМам. Мое предложение – сделать разное шкалирование для русских и национальных школ, хотя бы для получения оценки в аттестат. Предложение в этом году поддержали, но пока не совсем понятно, когда будет принята нормативно-правовая документация на этот счёт.

 

- Серьезное предложение, все-таки ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен. А как это – оценивать по другой шкале?

 

- Я согласен с тем, что все должны сдавать русский язык, и без итоговой аттестации по русскому языку не обойтись. Вопрос в том, как оценивать, по какой шкале ставить оценку. У нас был опыт с математикой. При переводе из стобалльной шкалы в оценки, в зависимости от количества часов математики на старшей ступени «двойка» у тех, у кого было менее 5 часов в неделю, заканчивалась на меньшем количестве баллов.

 

- А это не повлечет за собой отток некоторых школьников в национальные школы?

 

- Это возможно, но у нас есть решение этой проблемы. В Башкортостане есть единый региональный экзамен по башкирскому языку, и если ребенок хочет перевестись в национальную школу, его можно обязать пройти аттестацию по национальному языку. Если уровень знания национального языка не соответствует, следовательно, не может быть и речи о переводе.

 

- Какие изменения ждут ЕГЭ-2010?

 

- Значительных изменений не ожидается практически ни по одному предмету кроме математики. Из математики уходит часть «А», и теперь нельзя будет говорить, что учителя «натаскивают» на экзамен по математике по тестам. Тестов не будет вообще. Будет часть «В», в которой предлагается задача и нужно дать ответ. И часть «С», где нужно будет полностью продемонстрировать ход решения задачи.
Тестов как таковых у нас нет уже на ЕГЭ по литературе. Но говорить о том, что аналогичные изменения нужно внести по всем предметам – это уже лишнее.

 

- Многие говорят, что интересные вещи выясняются уже на этапе решения заданий именно этой «простой» части…

 

- Да, почему-то проблемы возникают у многих с казалось бы, элементарными вещами. Например, с тем, чтобы выделить грамматическую основу предложения или правильно поставить ударение. Хотя второе не так уж удивительно: в заданиях даются, как правило, именно те слова, в которых большинство людей делает ошибки.

 

Готовиться надо с умом

 

- Кто сегодня занимается подготовкой школьников к ЕГЭ, и кому можно доверять в этом деле?

 

- Сегодня, наверное, только ленивый не занимается подготовкой к ЕГЭ. При всех вузах уже открыты курсы по подготовке. Можно доверять государственным вузам, они всегда будут держать марку, можно доверять и негосударственным учреждениям, если они сотрудничают с тем же ФИПИ, и если КИМы заказываются централизованно у тех, кто их разрабатывает. Естественно, это должно быть подтверждено документами, потому что в объявлении все, что угодно можно написать.

 

- То есть школы в принципе сами сегодня решают, кто будет готовить выпускников?

 

- Да, если взять, например такое образовательное учреждение как Республиканский экономический лицей-интернат, то они приглашают к себе специалистов, составителей КИМов, приглашают преподавателей из вузов, от БИРО. В основном, школы решают этот вопрос самостоятельно, на правах автономных госучреждений. Кроме того, в школах есть замечательные органы управления – педагогический совет, родительский комитет, так что они сами выбирают, кто и как будет готовить детей.
Все зависит от администрации школы и от отдельных учителей. До нас дозваниваются отдельные учителя из разных уголков республики, для того чтобы посоветоваться, узнать о новинках, чтобы им порекомендовали литературу. Вот от таких активистов в основном и зависит подготовка детей, да и многие другие вопросы.


https://sklad-tablichek.ru/product/znak-kurit-zapreshheno
© 2018 Obrazovanie-ufa.ru
При перепечатке или цитировании ссылка на газету "Образование: путь к успеху" обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.