Сегодня мы часто слышим разговоры о том, что в системе образования – школьного, среднего профессионального, высшего – настала пора великих перемен.
Что это за перемены? Называется множество довольно общих понятий: эффективное обучение, управление знаниями, новый подход к передаче знаний. Реформаторы от образования нацелились на саму систему, но мало кто говорит о том, что для достижения какого-либо результата в такой сложной сфере необходимо менять и потребителя услуг.
Каждый школьник встает перед выбором определённого направления дальнейшей подготовки. Кто-то задумывается об этом заранее, кто-то предпочитает «лобовое столкновение» с проблемой – это выбор индивидуальный, но массовой можно назвать одну общую черту. Мы часто не задумываемся, что именно мы будем делать с полученным дипломом, куда пойдем работать, как будем повышать уровень знаний, как долго будем оставаться на нужной профессиональной волне и что будем держать «про запас».
Итак, как тщательно вы выбирали образовательную траекторию? Выбрали денежную, хлебную профессию, к которой лежит душа? Или выбирали дело, которому готовы отдать много времени, усилий мысли, много сил физических и моральных, то дело, которое вы назовёте смыслом своей жизни?
Сложный вопрос. Он требует серьёзных раздумий. Многие сегодня легко выбирают траекторию «Школа – Вуз», но при этом не задумываются о том, что такое направление учебы требует большого количества времени, что специальным знаниям по профессии будет предшествовать большой курс теории.
Кроме того, вуз нацелен на науку, ведь это высшее профессиональное образование, которое предполагает полное, тотальное овладение спектром знаний. Большинство работодателей требуют от соискателей опыт работы или хотя бы приличный опыт стажировки. Исключения для студентов никто не делает.
Поэтому выпускник вуза должен обладать определённой уверенностью, чтобы на собеседовании суметь ответить на вопрос: «Почему мы должны взять именно Вас?» Вряд ли наличие диплома именно вуза станет весомым аргументом. Есть более приближенные к реальности траектории получения знаний по профессии. Например, «Школа – Техникум – Вуз». Такой подход к обучению подходит для широкого спектра специальностей и при этом позволяет освоить практическую сторону обучения, азы самой профессии, а уже после углубляться в теорию.
Студент, который знает весь рабочий инструментарий выбранной специальности, способен в дальнейшем в вузе не только успешно проходить обучение, но и строить карьеру, преодолевая ступени лестницы должностей. Тем более, что такой студент к образовательному процессу относится осознанно.
Траектории бывают разные, возможно даже движение в виде «Школа – Вуз – Техникум». Это выбор человека с высшим образованием в пользу программы техникума по выбранной ранее или по иной специальности.
Елена Васильева (36 лет):
- До 29 лет я работала пресс-секретарём. У меня филологическое высшее образование, поэтому проблем с составлением речей, проверкой текстов не было. Но в 30 я поняла, что это раньше не было такого количества менеджеров, рекламистов, журналистов. А сейчас претендентов достаточно. На их фоне мои заслуги меркнут, ведь знания необходимо постоянно пополнять, в каких-то областях они просто безнадёжно устарели. Тогда я начала задумываться о получении второго образования.
Вспомнила давнюю мечту – стать дизайнером. Но обучение в вузе – это дорого, долго, да и как-то чересчур с претензией на некий высочайший уровень знаний, я поняла, что стоит поискать информацию о колледжах и техникумах. Нашла и поступила.
Теперь я – дизайнер в строительной фирме, помогаю заказчикам продумать интерьер. На этой должности я ценный сотрудник. Возраст играет особую роль – многие состоятельные люди любят работать с солидным сотрудником, способным без излишних «выкрутасов» оформить помещение стильно и при этом необычно.