Во всем мире люди оперируют одними и теми же понятиями: «университет», «колледж». Но ведь у нас и за рубежом эти понятия имеют разный смысл.
Когда мы говорим «колледж», мы подразумеваем учебное заведение с программой среднего профессионального уровня. А вот если говорить о системе образования США, то там термин «колледж» может быть синонимом слова «университет». В США существуют университетские колледжи, это что-то среднее между нашим средним и высшим образованием.
Колледжи могут быть и независимыми, могут быть частью университетов, порой они даже предлагают последипломные степени магистра и доктора.
Такая разветвлённая система только на первый взгляд кажется запутанной. На самом деле такое сотрудничество более разумно и выгодно, как образовательным учреждениям, так и студентам. В Финляндии, например, учебные заведения, соответствующие нашим техникумам и колледжам, относятся не к среднему специальному, а к высшему образованию. В них поступают не после 9 класса, а после окончания школьной программы, то есть возраст первокурсников в таком заведении – 18–19 лет.
Мудрые финны провели реформирование системы СПО: они объединили все разрозненные профессиональные школы в единую сеть политехнических институтов. Это позволило оптимизировать средства и повысить статус учебных заведений.
Известный в стране «Миккели Политехник», расположенный в Восточной Финляндии, готовит профессионалов для всего региона. Он объединил школы бизнеса и торговли, искусств и туризма, инженерную школу, медицинское, педагогическое и кулинарное училища. Именно здесь находятся лучшие в регионе лаборатории и мастерские, которые нередко арендуют даже предприятия. Малому бизнесу просто не по карману иметь у себя такие станки и приборы.
Студент одной школы может быть слушателем целого ряда дисциплин в другой. Защитив затем свои знания, то есть набрав определённое количество кредитных единиц, можно получить сертификат по смежной или совсем другой специальности.
А это значительно расширяет возможности трудоустройства выпускников. А их ценят по всей Европе: после окончания «Миккели Политехник» без работы не остаётся никто.
Возможно, и мы придём к этой модели. Просто в других странах уже адекватно оценивают выпускника техникума как готового специалиста. У нас же пока ситуация несколько иная. Скептицизм некоторых работодателей ничем не подкреплён, но устоявшиеся стереотипы пока не торопятся сдавать позиции.
Хотя по качеству полученного образования наши выпускники техникумов и колледжей ничем не отличаются от зарубежных, самой сфере СПО в ближайшем будущем предстоит ряд полезных изменений.