Бизнес-образование | Личное мнение

понедельник
29 мая, 2017

МВА обычно критикуют руководители, которые этой программы не заканчивали

Мясоедов С.П.
28 февраля 2010

Версия для печати

Размер шрифта

Интервью с Ректором ИБДА АНХ при Правительстве РФ, вице-президентом Российской ассоциации бизнес-образования, председателем Комиссии по бизнес-образованию Российской ассоциации менеджеров, профессором Сергеем Мясоедовым для информационного портала "УралБизнесОбразование" (далее - Редакция).

 

Редакция: Сергей Павлович, многие руководители-практики, особенно после кризиса, говорят, что программы МВА ничего не дают. А спрос на них падает. Это так?

  

С.П.М.: Нет, это не так. Обратите внимание, МВА обычно критикуют руководители, которые этой программы не заканчивали. Основа такой критики, зачастую, – комплекс неполноценности. Те, кто закончил МВА, обычно этим гордятся. Во всем мире программа МВА – обязательный минимум для управленца, который хочет сделать карьеру. Не случайно, исследование ООН назвало программу МВА лучшим изобретением 20 века в области образования. Только, я говорю о хороших программах МВА, а не вузовских суррогатах из программ первого и второго высшего образования под вывеской МВА, которых на рынке становится все больше и больше!

 

Теперь о спросе. По-моему, он на МВА восстановился или близок к этому. Во всяком случае, для школ лидеров рынка, группу которых возглавляет ИБДА АНХ. Этой осенью мы зачислили на программы МВА более 200 человек. Весной, думаю, к ним добавится еще около 100 человек. И это несмотря на то, что ИБДА АНХ традиционно – одна из самых дорогих школ бизнеса страны. (Я не беру в расчет «Сколково»). И, несмотря на то, что у нас жесткий конкурсный отбор и большой отсев за неуспеваемость. Даже прошлой весной, когда спад на рынке был на пике, мы отчислили с программ МВА полтора десятка человек. С учетом наших цен – это целое состояние. Но мы от этого подхода отказываться не собираемся. На хороших программах МВА учиться должно быть нелегко!

 

Редакция: Вы все время повторяете: «Хорошая школа, хорошая МВА». ИБДА – «хорошая школа»? И надо выбирать вашу МВА»?

 

С.П.М.: Что от меня ожидается? Что, я, скажу: «Да, хорошая! Да, выбирайте мою МВА!». И начну ее расписывать всеми цветами радуги? Это бессмысленно. Так говорят все. Посмотрите интервью на вашем сайте за последние 3-4 месяца. Они похожи, как близнецы. В каждом интервью призыв: «Все идите к нам, мы очень хорошие! Наши программы, как скатерть самобранка, дадут вам все». И потом идут 3-х страничные оды на тему, как хороша программа! И тоже на одно лицо.

  

Сказать – «нет» или промолчать я, вроде, тоже не могу. Великий Ландау учил: «Скромность украшает тех, у кого нет других украшений». А у нас ИБДА они есть. Поэтому я сделаю так. Без ложной скромности дам характеристику ИБДА. Но ограничусь всего ОДНИМ ОБЗАЦЕМ строк на 7-8. А потом, мы поговорим ОБ ОБЩЕМ АЛГОРИТМЕ ПОИСКА «хороших программ МВА».

Итак, абзац на 7-8 строк: «ИБДА АНХ – бизнес школа-лидер, законодатель моды на российском рынке бизнес-образования. Наши программы имеют все высшие международные аккредитации. Мы являемся лидером российского рынка в верхнем ценовом сегменте уже 20 лет. У нас 15 тысяч выпускников. Наше кредо также звучит нескромно: «Лидерство, как образ жизни!». Наш девиз: «Мы учим успешных менеджеров». То есть тех, кто УЖЕ достиг успеха, и хочет достичь ЕЩЕ БОЛЬШЕ. На занятиях мы говорим: «У нас в ИБДА теория глубже, а практика лучше». И сами искренне в это верим!»

Если же вас заинтересовали многочисленных программы института (МВА, «МВА-Конструктор», МВА за 15 месяцев, Российская ЕМВА, ЕМВА Антверпенского университета, очно-заочная магистратура для взрослых и другие), различные специализации МВА, возможность получить российскийили зарубежный диплом и т.д. лучше прочесть об этом у нас на сайте:  www.ibs-m.ru . Или позвонить в отдел маркетинга.

 

Редакция: Итак как же оценивать школы бизнеса и программы МВА?

 

С.П.М.: Правило первое: перед тем, как выбирать школу и программу, подумайте и ответьте СЕБЕ (откровенно) на вопрос, что вы от них ждете прежде всего? Подсказка: хорошая программа МВА должна нести три элемента:

  • глубокие знания и практические навыки, которые помогут вашей карьере;
  • диплом и бренд (статус) программы, которые должны помочь вашей карьере;
  • новые связи и знакомства, которые должны помочь вашей карьере.

 

Обучение на программе МВА всегда содержит эти элементы. Но качество и пропорции разнятся. О чем идет речь? Ко мне обратилась группа студентов МВА, которая предлагала взнести модификацию в программу. Я спросил их: «Что для вас важнее? Знания? Или диплом?» Группа ответила: «Знания». Я предложил изменить программу под их требования, что означало отклонение от госстандарта, с пониманием, что это отказ и от госдиплома. Группа, подумав, не согласилась. Это означало, что госдиплом, как носитель статуса, был на практике не менее важен для их карьеры, чем знания.

 

Правило второе:чтобы давать хорошие знания и навыки по программе МВА бизнес школа должна отработать на рынке хотя бы 7-8 лет. Почему так долго? Результаты зарубежных исследований (с которыми совпадает наш опыт) показывают, что команда преподавателей, даже составленная из звезд, чтобы «сыграться» должна проработать вместе примерно такой срок. Вспомните нашу хоккейную сборную: звезды первой величины «слетались» со всего мира, а составленная из них команда играла откровенно плохо. Могут ли пользоваться популярностью программы более молодых школ? Да, если качество программы компенсируется статусом и связями, которые для клиентов важнее.

 

Правило третье: чтобы качество обучения на МВА было высоким, в бизнес школе должны работать преподаватели, чьи имена известны в стране (в вашем регионе, если это региональная школа). В их числе должна быть серьезная прослойка из консультантов-практиков. В преподавании эти люди должны иметь собственные учебники, написанные с учетом специфики региональной (национальной) практики ведения бизнеса. Посмотрите на сайте школы на фамилии и послужной список преподавателей, на имена тех, кто ведет мастер классы. Найдите в интернете ссылки на их учебники. Посмотрите, это учебники для программ МВА, или для первого курса вуза.

 

Правило четвертое: если российская школа является лидером на национальном рынке, качество ее программ должно подтверждаться международной аккредитацией, присутствием в международных рейтингах. В мире пользуется признанием всего три международные аккредитации:

  • Британской ассоциации МВА – «АМВА International»;
  • Европейского фонда развития менеджмента (EFMD) – EQUIS или EPAS;
  • Американской международной ассоциации школ бизнеса – AACSBInternational.

 

На сегодняшний день международную аккредитацию качества программ уровня мастер/магистр (MasterLevel) АМВА имеют 8-мь российских школ; аккредитацию EFMD – EPAS – одна школа (ИБДА АНХ). АккредитациюAACSB – только программы МВА зарубежных школ бизнеса, проводимые совместно с лучшими российскими школами. Их наберется еще шесть или семь.Что это значит? Это значит, что на их дипломах этих российских школ стоит международный знак качества, что их дипломы являются, как у нас любят говорить, «документами международного образца», признаваемыми в мире. А выделить эту компактную группу аккредитованных школ через Интернет так несложно. Надо только набрать «аккредитация EPAS», «аккредитация АМВА International» и т.д.

 

Правило пятое: оцените статус (бренд) бизнес школы и ее материнского университета на рынке, негласный или гласный статус диплома,а также важность этого фактора для вас. Может быть, для карьеры кого-то обучение, например, в Академии ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ или ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ, или во вновь создаваемом ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ и фиксация этого в дипломе может значить не на много меньше, чем качество учебной программы.

Для этого посмотрите, что пишут о школе бизнеса, ее программах, ее материнском университете на деловых и образовательных сайтах. Часто ли представители бизнес школы и материнского университета дают интервью, выступают в прессе и на телевидении.

 

Правило шестое: при прочих равных, чем жестче отбор, выше конкурс и дороже программа МВА, ТЕМ БОЛЕЕ УСПЕШНЫЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ И ТАЛАНТЛИВЫЕ ЛЮДИ БУДУТ ВАС ОКРУЖАТЬ НА ЗАНЯТИЯХ. А появление новых успешных и талантливых знакомых (из разных частей региона, из разных регионов или из разных стран СНГ) часто значит для вашей дальнейшей карьеры не меньше, чем полученные знания. Известно, что выпускники Гарварда добиваются высочайшего карьерного успеха не только потому, что их хорошо учат в Гарварде (хотя качество программы крайне высоко), но и потому, что на учебу принимают лишь самых талантливых в бизнесе и самых успешных и потом они помогают друг другу идти по жизни!

 

Правило седьмое. (Последнее по порядку, но не по важности): Посмотрите и послушайте САМИ, спросите у добрых друзей.

Обязательно позвоните в отдел маркетинга школы (программы МВА), которая вас заинтересовала. Оцените профессионализм. Школы, которые не умеют себя продавать, ничему практическому вас не научат. Не жалейте времени и денег: постарайтесь съездить на день открытых дверей. Послушайте описание программы, посмотрите на профессоров и людей, сидящих в зале, послушайте вопросы и ответы. Задайте себе вопрос: «Хотел(а) бы я в течение двух лет учиться у этих людей и с этими людьми? Первое впечатление всегда острее, ему надо доверять. И, наконец, Ведущие бизнес-школы России имеют тысячи выпускников. Найдите среди своих друзей выпускников программы. Послушайте их мнение и рекомендации. Вероятность того, что вы найдете «хорошую МВА», а не вузовскую теорию под вывеской МВА, существенно возрастет.

 

Редакция: Сергей Павлович, и еще два коротких вопроса. Первый - как вы оцениваете региональные МВА? И когда надо ехать учиться в Москву или за рубеж?

 

С.П.М.: Отвечу также кратко. У вас в регионе есть очень хорошие школы бизнеса и программы МВА: в Казани, Перми, Челябинске, Екатеринбурге и др. Если ваш бизнес концентрируется в регионе и вы не планируете экспансии за его пределы, мне представляется, что искать счастья «на стороне» не надо. Вы получите весьма добротные знания и связи на региональных программах. А вот, если ваш бизнес вышел на федеральный уровень или на уровень СНГ, возможно, стоит подумать о сильной программе МВА в одной из школ Москвы или Питера. В ИБДА в модульных и уик-эндовых группах (группах выходного дня) нередко встречаются представители 6-7 регионов страны и СНГ.Это возможность завязать ценнейшие связи, обсудить на занятиях и за пределами особенности ведения бизнеса в разных частях нашей необъятной страны. А они, порой, весьма существенны. Ну, а если ваш бизнес связан со странами дальнего зарубежья (и вы владеете английским языком), стоит подумать об одной из зарубежных программ МВА, которые проводятся в России. (Именно поэтому в ИБДА мы имеем российскую и бельгийскую программы ЕМВА). Или поехать учиться за рубеж.

 

Редакция: Второй короткий вопрос – не могли бы вы назвать несколько имен ваших выпускников или слушателей из регионов?

 

С.П.М.: Всех я, конечно, не помню. Но 4-5 имен, на вскидку, назову. Надеюсь, что остальные наши слушатели и выпускники, которых я не смог упомянуть, на меня за это не обидятся.

Итак, несколько наших выпускников – руководителей предприятий из регионов:

  • Юрий Клочков (ОАО «КАМАЗ»),
  • Александр Бачинский (ЗАО «Компания СТА»),
  • Алексей Лихачев (ОАО АКБ «ЭКОПРОМБАНК»),
  • Роман Гольдман (ЗАО «Сангилен+»),
  • Илья Ульянов (ОАО «Михайловский ГОК»),
  • И многие другие.

 

Кроме того, у нас учится довольно много блестящих бизнесменов из граничащего с вами дружественного Казахстана. Ограничусь парой имен, которые знаю на память. Это наши выпускники (кстати, с блеском закончившие программыИБДА!):

  • Мухамеджан Турдахунов (Соколовско-Сарбаевский комбинат),
  • Исламбек Салжанов (компания GoldenEagle),
  • И многие другие.

 

ИБДА АНХ гордится тем, что наши выпускники работают во всех частях России и СНГ. Нас всегда радует информация о том, что они поддерживают связи между собой и помогают друг другу. Пользуясь возможностью, я хочу передать всем нашим выпускникам и слушателям из вашего региона, Средней Азии и Казахстана самые теплые пожелания от профессорско-преподавательского состава и коллектива ИБДА АНХ.

 

Да прибудет в их семьях и бизнесе радость и удача!

 


© 2009 ООО «НПО «Электронный университет».
Газета «Образование: путь к успеху». Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-32232 от 09 июня 2008 г.
При перепечатке или цитировании ссылка на газету " Образование: путь к успеху " обязательна.
Для Интернет изданий прямая активная гиперссылка на сайт обязательна.