Согласно определениям, разработанным ISO, можно сказать, что СМК являет собой систему, помогающую сформировать на предприятии единую политику и цели в сфере качества, и помогающую эти цели достичь.
Итак, система менеджмента качества (СМК)- это система, характеризуемая назначением, структурой элементов и их взаимодействием.
Назначение
Данная система СМК должна обеспечить на предприятии качество производимой продукции или предлагаемых услуг и это качество должно в полной мере отвечать всем ожиданиям заказчиков. Но при этом, её основная задача заключается не в контроле каждой единицы выпускаемой продукции, а в том, чтобы не допустить в производственном процессе ошибок, приводящих к появлению брака.
Всегда причиной брака становятся неправильные действия и, чтобы избежать их, нужно описать правильные действия (разработать инструкции) для производства высококачественной продукции или предлагаемых услуг и в дальнейшем эти действия контролировать.
Структура
Как система СМК состоит из таких элементов, как процессы и организация, ресурсы, документы.
• Организация – это штат сотрудников и нужных средств, которые связаны с качеством продукции или услуг, с распределением взаимоотношений, полномочий и ответственности.
• Процесс – это все взаимодействующие и взаимосвязанные элементы деятельности, которые преобразуют, усовершенствуют «входы» и «выходы». Как правило, «входом» одного процесса является «выход» другого процесса. В организации планируются и выполняются процессы для добавления ценности.
• Процедура имеет в СМК важное значение, и являет собой с одной стороны, установленный метод осуществления процесса или деятельности, а с другой – документ, прописывающий верный метод выполнения работ.
• Документ – это значимая информация, которая размещена на соответствующем носителе. Документы системы качества обязательно должны быть связаны с другими организационными и распорядительными документами предприятия, к примеру, «Должностные инструкции» и «Положение о подразделениях».
• Ресурсы СМК – это совокупность того, благодаря чему обеспечивается менеджмент качества (временные, людские и некоторые другие).
Таким образом, СМК - это, объединенные в единую систему: организация, процессы, документы, ресурсы, главной целью которой, является выработка политики и задач в области качества и путей их достижения