По сравнению с другими видами машиностроительных изделий самолеты и вертолеты как объекты ремонта имеют следующие особенности:
1. Высокие требования к качеству вообще и надежности в особенности, что диктуется специфическими условиями эксплуатации авиатехники в воздухе. Этим основным требованиям подчинены технологические процессы изготовления и ремонта. Эти требования диктуют также необходимость проведения значительного объема контрольных и испытательных работ.
2. Высокие требования к качеству и надежности вызывают необходимость разработки и оформления расширенного объема технологической, контрольной и исполнительной документации при ремонте.
3. Большой объем демонтажно-монтажных и ремонтных работ с применением ручного труда. Сложные пространственные формы, ограниченные и весьма насыщенные оборудованием внутренние объемы, ограниченная взаимозаменяемость, наличие нежестких элементов конструкции и другие конструктивные особенности затрудняют применение большого числа механизированных и автоматизированных операций для демонтажа, монтажа и ремонта.
4. Значительная номенклатура используемых материалов. Наряду с широким использованием легких сплавов, применяются высокопрочные стали, титановые сплавы. Все более расширяется применение неметаллических материалов, особенно композиционных, использование которых характерно только для авиационной техники. Такое разнообразие требует разработки и применения специфических технологических процессов ремонта.
5. Широкая номенклатура деталей и агрегатов, что усложняет производственный процесс, планирование и контроль технологического процесса ремонта. Например, только в гидросистемах современных самолетов насчитывается более 200 агрегатов. Большое число используемых при ремонте различных полуфабрикатов, ремонтируемых приборов, сложнейшего радиоэлектронного оборудования, агрегатов бортовых систем приводит к широкому сотрудничеству со многими специализированными предприятиями различных отраслей промышленности.
6. В отличие от производственных процессов в машиностроении, при производстве ремонта в большинстве случаев задействуют не новые детали, агрегаты и узлы, а уже эксплуатирующиеся детали, соответственно имеющие износы, повреждения, и т.п. В то же время при выходе из ремонта авиационная техника должна выходить с ресурсами не только аналогичными ресурсам до первого ремонта (установленными в авиационной промышленности), но и превышающими их. При всем этом выпуск продукции из ремонта должен производиться по техническим условиям на новую продукцию. По летным характеристикам и по параметрам работы всех бортовых систем, а также по уровню комфорта для экипажа и пассажиров отремонтированный самолет (вертолет) не должен отличаться от нового. В этом смысле самолеты (вертолеты) должны быть взаимозаменяемы. Иными словами, любой экипаж, переходя с нового самолета на отремонтированный, не должен почувствовать разницы, в процессе эксплуатации, ни по каким характеристикам.
Для того чтобы осуществить комплекс работ по восстановлению работоспособности, а также ресурсов ремонтируемой авиатехники, прежде всего необходимо иметь авиаремонтное производство. Цель такого производства - выполнить ремонт в возможно короткий срок с минимальными затратами труда и средств, без каких-либо отступлений от требований нормативно-технической документации.
Источник: http://www.npmavia.ru/